glavargument.ru

Бывает ли у водителя однодневная командировка и как она оплачивается

Бывает ли у водителя однодневная командировка и как она оплачивается

Рекомендуем


Статья по теме Образец Заполнения Другие статьи автора 22.01.2020 5191 30.12.2019 7006 23.12.2019 2785 31.10.2019 4220 Другие статьи по категории 26.02.2020 2546 19.02.2020 1073 12.02.2020 2585 05.02.2020 3924 Онлайн-сервис готовых правовых решений

Особенности однодневной командировки

Командировка на один день оплачивается работнику по среднему заработку, ему необходимо возместить расходы по проезду, а также иные расходы, произведенные с разрешения или ведома работодателя. То есть к ней будут применимы все те же правила, что и к обычной командировке.

А вот суточные за время однодневной командировки работнику не положены. Об этом говорится в пункте 11 Положения о командировках. Должен ли работник ежедневно возвращаться из места служебной командировки домой, если есть такая возможность, — решение принимает директор в каждом конкретном случае (п.

11 Положения о командировках). Руководитель учитывает:

  • — дальность расстояния;
  • — характер выполняемого задания;
  • — условия транспортного сообщения;
  • — необходимость создания работнику условий для отдыха.

Если работник по окончании рабочего дня по согласованию с руководителем организации остается в месте командирования, то расходы по найму жилого помещения возмещаются работнику в размерах, определяемых коллективным договором или локальным нормативным актом. Затраты должны быть подтверждены соответствующими документами (п.

11 Положения о командировках). Правда, в этой ситуации командировка однодневной считаться уже не будет.

Командировка по тк рф

Если средство передвижения отправляется до 24.00 включительно дня отъезда, то днем отъезда считают текущие сутки. Если после — наступившие сутки.

По такому же правилу определяется день прибытия к месту назначения. В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов.

Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п.8 Положения). В состав рабочего времени водителя включаются (п.12 Положения): — время управления автомобилем.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов.

Оформление однодневной командировки

В коммерческой организации порядок направления в служебные командировки может быть установлен локальным нормативным актом (например положением о командировках) с конкретизацией этой процедуры ().

Если такой локальный акт отсутствует или в нем не конкретизирован этот порядок, то действует общий, установленный Положением об особенностях.

Никаких отличий от многодневных командировок в плане процедуры оформления командировки на 1 день не имеется.

Первым этапом процедуры является издание приказа или распоряжения работодателя (в письменной форме) о направлении работника в служебную командировку. В нем, помимо обязательных для этого документа реквизитов, определяются место, срок и цель командировки, также можно указать источник финансирования командировки и другие важные моменты, предусмотренные локальным положением о командировках. Второй этап оформления командировки на один день – выдача работнику аванса на оплату командировочных расходов ().

Она может осуществляться как путем выдачи работнику наличных сумм в кассе организации, так и путем перечисления подотчетных сумм на его банковскую карту, если соответствующее условие закреплено в локальном акте о командировках. Если в этом локальном акте предусмотрено ведение журнала учета командировок (прибывших/выбывших командированных работников), то еще одним этапом будет внесение в них соответствующих записей. Также читайте:

Форум для бухгалтера: Поделиться:

Подписывайтесь на наш канал в

Дальность поездки не всегда важна

Наталья У сотрудника разъездной характер работы.

В положении о компенсации при разъездном характере работы прописано, что компенсация требуется, если сотрудник направляется в место, которое находится от постоянного места работы на расстоянии более 100 км.

Место, куда направляют сотрудника, удалено более чем на 100 км. Там он остается на 2—3 дня. Расстояния при перемещении сотрудника там не превышают 100 км. Выплачивать ли ему в эти дни компенсацию? : Ваш сотрудник остается в пункте назначения на 2—3 дня и не имеет возможности вернуться домой. Поэтому такую поездку нужно оформить как командировку и, соответственно, именно как командировку ее и оплачивать.

Поэтому такую поездку нужно оформить как командировку и, соответственно, именно как командировку ее и оплачивать. Отметим, что удаленность от места постоянной работы в этом случае значения не имеет.

*** На этом обзор ваших вопросов, связанных с командировками, не закончен.

В скором времени мы рассмотрим не менее интересные вопросы, посвященные командировкам со смещенным сроком.

Водители грузового автотранспорта направляются в дальние командировки на территории РФ.

За период командировки работникам начисляется заработная плата, которая включает оплату за отработанное время по тарифной ставке, премию, доплату за классность. Сколько часов рабочего времени в сутки допускается оплачивать водителям, находящимся в командировке? Как компенсируется работа в выходные дни?

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Служебные поездки работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, служебными командировками не признаются (ст.166 ТК РФ). Из приведенного определения можно сделать вывод, что возможны две различные ситуации.Ситуация 1.

В соответствии с условиями трудового договора в обязанности водителя входят поездки в пределах одного населенного пункта или с выездом из него, но в течение одних суток. Если такой водитель по распоряжению руководителя организации будет направлен в другой населенный пункт и продолжительность такой поездки свыше суток, то поездку следует квалифицировать как служебную командировку и возмещать работнику расходы в соответствии со ст.168 ТК РФ.
Если такой водитель по распоряжению руководителя организации будет направлен в другой населенный пункт и продолжительность такой поездки свыше суток, то поездку следует квалифицировать как служебную командировку и возмещать работнику расходы в соответствии со ст.168 ТК РФ. При этом на период командировки за работником может сохраняться средний заработок (ст.167 ТК РФ) либо дни командировки оплачиваются в соответствии с принятой в организации системой оплаты труда и условиями трудового договора.Ситуация 2.

Условиями трудового договора предусмотрено, что в обязанности работника входит доставка грузов в другие населенные пункты (отдаленные). В этом случае поездка водителей не является командировкой. Поэтому возмещение командировочных расходов (в том числе суточных) не производится.

В то же время считается, что работа водителей носит разъездной характер (т.е. условия работы отличаются от нормальных), поэтому им должны быть установлены надбавки за разъездной характер работы.

Ранее размер надбавок за разъездной характер работы устанавливался в соответствии с Приложением к Постановлению Минтруда России от 29.06.1994 N 51. В настоящее время названное Постановление утратило силу (Постановление Минтруда России от 26.04.2004 N 60). Отмена Постановления N 51 не означает отмену указанных надбавок.

В соответствии со ст.149 ТК РФ при выполнении работ в условиях труда, отклоняющихся от нормальных (к таким условиям, на наш взгляд, можно отнести и разъездной характер работы), работнику производятся соответствующие доплаты, предусмотренные коллективным, трудовыми договорами.

Размеры доплат не могут быть ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. При установлении размера надбавки (доплаты) за разъездной характер работы работодатели могут (хотя и не обязаны) воспользоваться действующими ранее правилами, в соответствии с которыми размер надбавки составлял: — 15% от месячной тарифной ставки (оклада) работника, если водитель работает на междугородных рейсах менее 12 дней в месяц; — 20% от месячной тарифной ставки (оклада), если водитель работает на междугородных рейсах 12 и более дней в месяц. Такие надбавки не рассматриваются как компенсационные выплаты, а включаются в состав заработной платы работника и не освобождаются от обложения НДФЛ и ЕСН.

При направлении водителя грузового автомобиля в командировку необходимо соблюдать Межотраслевые правила об охране труда на автомобильном транспорте (Приложение к Постановлению Минтруда России от 12.05.2003 N 28; далее — Правила), которые распространяются на работников автотранспортных организаций (АТП), автотранспортных цехов, участков, иных организаций, предоставляющих услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств (станции технического обслуживания, авторемонтные и шиноремонтные организации, гаражи, стоянки и т.п.), а также на предпринимателей, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров (далее — организации). При направлении водителя в длительный рейс работодатель, кроме командировки и путевого листа, обязан установить водителю график движения по времени на движение и стоянку АТС исходя из норм соответствующих нормативных правовых актов.

В графике должно быть указано время для отдыха и питания, места ночлега (п.2.3.1.9 Правил). При составлении графиков необходимо учитывать, что работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.329 ТК РФ).

При составлении графиков необходимо учитывать, что работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда (ст.329 ТК РФ).

В соответствии с п.6 Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей (Приложение к Постановлению Минтруда России от 25.06.1999 N 16; далее — Положение) нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Если по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям может устанавливаться суммированный учет рабочего времени (как правило, за месяц).

Продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов.

Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.7 Положения). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

В случае когда при осуществлении междугородной перевозки водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена до 12 часов. Если пребывание водителя в автомобиле предусматривается продолжительностью более 12 часов, в рейс направляются два водителя. При этом такой автомобиль должен быть оборудован спальным местом для отдыха водителя (п.8 Положения).

В состав рабочего времени водителя включаются (п.12 Положения): — время управления автомобилем.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а в условиях горной местности при перевозке пассажиров автобусами габаритной длиной свыше 9,5 метра и при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов не может превышать 8 часов.

При суммированном учете рабочего времени решением работодателя, согласованным с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом (а при их отсутствии — с работником), не более двух раз в неделю ежедневная продолжительность управления автомобилем может быть увеличена до 10 часов. При этом суммарная продолжительность управления автомобилем за две недели подряд не должна превышать 90 часов (п.13 Положения); — время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах; — подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены; — время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения; — время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров, в местах использования специальных автомобилей; — время простоев не по вине водителя; — время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях при отсутствии технической помощи; — время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем (засчитывается водителю в рабочее время в размере не менее 1/3. Конкретная продолжительность времени охраны груза и автомобиля, засчитываемого водителю в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.16 Положения); — время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей (засчитывается в рабочее время в размере не менее 50%.

Конкретная продолжительность времени присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей, засчитываемого в рабочее время, устанавливается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре или приложении к нему (п.17 Положения); — время в других случаях, предусмотренных законодательством РФ.

Режим труда и отдыха, предусмотренный Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. При междугородных перевозках грузов и пассажиров работодатель устанавливает водителю задание по времени на движение и стоянку автомобиля исходя из норм Положения. Таким образом, законодатель устанавливает ограничения не по количеству рабочих часов, которые могут быть оплачены (оплачивается каждый час работы!), а по количеству рабочих часов, которые могут быть установлены водителю, направленному в междугородную поездку.

Если в соответствии с графиком движения работник, направленный в междугородную поездку, выполняет свои трудовые обязанности в дни, являющиеся выходными согласно графику работы, установленному на месяц (имеется в виду индивидуальный график работника, который может не совпадать с производственным календарем на соответствующий год), то работа в такие дни оплачивается не менее чем в двойном размере (ст.153 ТК РФ). Вместо отработанных выходных дней (оплаченных по двойным дневным или часовым тарифным ставкам) работнику (по его желанию) могут быть предоставлены другие дни отдыха (без оплаты).Е.Воробьева Ведущий эксперт Подписано в печать 11.11.2004 «Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь», 2004, N 46

Популярное

Законодательство ИП Декретный отпуск Статистическая отчетность НДФЛ Статистическая отчетность Страховые взносы ПФР Выплаты персоналу Страховые взносы ПФР Статистическая отчетность 6-НДФЛ Декретный отпуск Прием на работу НДФЛ Экономика и бизнес Современный предприниматель Налоги и учет для малого бизнеса © 2006 — 2020 Все права защищены.

При полном и частичном использовании материалов, активная ссылка на spmag.ru обязательна, при условии соблюдения .

Что учесть и как оформить?

Поскольку командировка на один день отличается от многодневной лишь сроком пребывания работника в разъездах, оформляется она обычным порядком, узаконенным Положением о командировках (пост. Правительства №749 от 13/10/08).

По смыслу п. 11 этого документа понятно, что однодневной законодатель называет командировку, из которой сотрудник может возвращаться каждодневно к месту, где постоянно проживает. Работодатель должен самостоятельно определить, целесообразно ли такое возвращение для работника, с учетом:

  1. расстояния до места выполнения служебного поручения;
  2. реальной возможности воспользоваться транспортом, чтобы вернуться в тот же день;
  3. объема и сложности служебного поручения.

Необходимо учитывать и тот факт, что работник на следующий день должен явиться на службу отдохнувшим, значит, у него должно остаться время на полноценный сон.

Порядок оформления однодневной командировки стандартный:

  • Издание приказа о командировке. Здесь указываются срок, цели поездки, порядок оплаты, согласно ЛНА о командировках фирмы, и другие сведения, необходимые кадровой, бухгалтерской службе для оформления и расчета командировочных.
  • Выдача аванса командированному лицу – наличными или перечислением на карту, согласно ЛНА.

Хотя это не является обязательным, многие фирмы ведут журнал учета командированных, что особенно актуально, если организация крупная и часть работников постоянно находятся в служебных разъездах. Порядок, закрепленный в ЛНА, может предусматривать и выдачу служебного задания, даже на один командировочный день.

Если командируется внешний совместитель, такую ситуацию тоже лучше заранее предусмотреть в ЛНА.

Как правило, требуется его письменное согласие на однодневную (как и на многодневную) командировку; от фирмы – справка о направлении в командировку. Командированному необходимо решить производственные вопросы по основному месту работы, к примеру, взять на это время отгул. В табеле учета рабочего времени однодневная командировка обозначается «К» или «06».

После возвращения работник на общих основаниях сдает авансовый отчет с приложением первичных оправдательных документов на понесенные расходы.

Важно! Нельзя отправлять даже в однодневные командировки беременных; имеющих детей до трех лет – только с их согласия; одного родителя (опекуна), воспитывающего малолетнего ребенка; сотрудников, ухаживающих за больными родственниками; заключивших ученический договор, кроме целей ученичества (ст. 259, 203, 268, 264 ТК РФ).

Как оплатить однодневную командировку

Если день, в который работник направлен в однодневную командировку, является рабочим, то выплатить ему за этот день вы должны не зарплату, а средний заработок; . Если же командировка совпала с выходным или праздником, то средний заработок за этот день не сохраняется.

Он оплачивается сотруднику как обычная работа в выходной (нерабочий праздничный) день, то есть; , : •либо не менее чем в двойном размере; •либо в одинарном размере при условии предоставления сотруднику отгула. При однодневной командировке затрат на проживание нет, так что работнику возмещаются только: •расходы на проезд, включая проезд на такси, личном либо служебном автомобиле; •иные расходы, связанные с командировкой.

Главное — чтобы сотрудник получил разрешение работодателя на такие затраты (это может быть виза директора на заявлении работника), а порядок их возмещения был установлен локальным нормативным актом.

Внимание Компенсация иных расходов работника не является выплатой взамен суточных.

Это отдельная статья затрат. Суточные при однодневных командировках по России не положены.

Если же работник командирован на 1 день за границу, то суточные выплачиваются в размере 50% от нормы суточных, установленной работодателем для загранкомандировок; .

При этом суточные учитываются в налоговых расходах и не облагаются: •НДФЛ и взносами на ВНиМ, ОПС и ОМС в размере, не превышающем 2500 руб., ; ; •взносами «на травматизм» в размере, не превышающем 50% от суммы суточных, установленных в организации для загранкомандировок.

На какое расстояние выдается командировка

Дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места жительства (суточные), возмещаются работнику за каждый день нахождения в командировке, включая выходные и нерабочие праздничные дни, а также за дни нахождения в пути, в том числе за время вынужденной остановки в пути, с учетом положений, предусмотренных пунктом 18 настоящего Положения. При командировках в местность, откуда работник исходя из условий транспортного сообщения и характера выполняемой в командировке работы имеет возможность ежедневно возвращаться к месту постоянного жительства, суточные не выплачиваются.

Какова оплата командировочных . И на какое растояние надо удалится от дома .

Служебная командировка — поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК). В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику: расходы по проезду; расходы по найму жилого помещения; дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные); иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя.

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом (ст.168 ТК). Источник: http://advokat55.com/na-kakoe-minimalnoe-rasstoyanie-vydaetsya-komandirovka/

Документальное оформление

Локальный внутренний документ, рекомендуемый для предприятий и предпринимателей ведущими редакторами и аудиторами – разработанное «Положение о командировках».

В документе важно прописать размер суточных, документооборот, за сколько дней до командировки выдаются командировочные в части аванса.

Формально аванс на приобретение транспортных билетов может быть выдан сразу после создания приказа.

Начиная с 08.01.2015 командировочное удостоверение, служебное задание и отчёт по командировке являются необязательными документами. Поездка регламентируется приказом руководителя и авансовым отчётом, что требует пристального внимания и чёткости при оформлении.

Учет суточных

Как мы уже говорили, при однодневной командировке суточные выплачиваться в принципе не должны.

Исключение из правила — однодневные командировки за рубеж. По ним суточные выплачиваются в размере 50% от определенной в ЛНА суммы суточных для заграничных командировок, .

Поэтому если при однодневной командировке по России будут выплачены суточные (то есть работник получит выплату, которая в ваших внутренних документах поименована именно таким образом), то в расходах их признать не получится. Но вместо них вы можете выплатить работникам компенсации в связи с однодневной командировкой, если предусмотрите это в своем ЛНА. Налог/взносы При разъездном характере работы суточные При однодневной командировке компенсации Учет в расходах для целей налогообложения прибыли Включаются в расходы в размере, установленном в трудовом/коллективном договоре, соглашении или ЛНА; .

Как известно, по суточным при обычных командировках работник отчитываться не обязан.

А по своей сути суточные при разъездном характере работы очень схожи с командировочными суточными. Из чего можно сделать вывод, что и «разъездные» работники отчитываться о том, на что были потрачены суточные, не должны Включаются в прочие расходы; Учет в расходах при «доходно-расходной» УСНО Не учитываются.

В закрытом списке расходов упрощенцев нет компенсаций затрат работников, связанных с исполнением ими трудовых обязанностей; ; (о невозможности учета компенсаций при однодневной командировке см.

ниже) Начисление НДФЛ и взносов Не облагаются НДФЛ и страховыми взносами, причем сумма суточных может быть больше необлагаемых нормативов, установленных для суточных при командировках (больше 700 руб. при поездках по России и более 2500 руб. при поездках за рубеж); ; ; ; Компенсация не облагается НДФЛ в пределах нормативов, установленных для обычных суточных; ; .

Она не подлежит обложению взносами, если потраченные суммы подтверждены документально (подойдут квитанции, чеки и т. д.) Доказать правомерность неначисления взносов с компенсации, выплаченной по установленным в организации нормам (без подтверждающих документов), можно в суде; ;

Выезжает и приезжает в выходные

Нередко дни отъезда работников в командировку и дни прибытия из нее приходятся на выходные или нерабочие праздничные дни.

Например, сотрудник уезжает в командировку в воскресенье, чтобы с понедельника приступить к работе. Или возвращается из служебной проездки в субботу.

Возникает вопрос: как оплачивать время, проведенное в дороге? И нужно ли вообще его оплачивать?

Сразу отметим, что мнения чиновников из разных ведомств разделились. Так, специалисты Роструда считают, что если сотрудник возвращается из командировки в выходной день, то этот день не должен оплачиваться вовсе.

Такая позиция приведена в Письме от 20.06.2013 № ПГ/5136-6-3. Ссылаются при этом на вышеприведенный пункт 9 Положения о среднем заработке, добавляя, что сохранение среднего заработка за дни нахождения в пути, приходящиеся на выходные дни, Положением не предусмотрено.

А статья 153 ТК РФ, которая регулирует порядок оплаты труда в выходной день, по мнению Роструда, применяется только в том случае, когда командированный работник привлекается к работе в выходной день. Есть судебные решения, которые согласны с данным выводом.

Примером тому является Апелляционное определение Суда Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 14.06.2012 по делу № 33-2379/2012.

Суд посчитал, что оснований выплачивать зарплату в двойном размере за время, проведенное в пути в выходной день, не было, поскольку отсутствовал факт привлечения работника к работе в выходные дни.

Однако у чиновников из Минтруда противоположная позиция. Они считают, что время в пути, приходящееся на выходной день, должно оплачиваться согласно статье 153 ТК РФ по «двойному тарифу».

Вместо двойной оплаты работник может взять отгул (без содержания), тогда дорога в выходной день будет оплачиваться по «одинарному тарифу». Данная позиция приведена в Письмах от 05.09.2013 № 14-2/3044898-4415 и от 25.12.2013 № 14-2-337. Мнения разделились, а мы в данном случае согласны с Минтрудом.

Приведем аргументы. Время отдыха — это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей и которое он может использовать по своему усмотрению (ст. 106 ТК РФ). Очевидно, что если день отъезда или приезда из командировки приходится на выходной день, то сотрудник не может использовать свой выходной для полноценного отдыха.

В таком случае выходной день приравнивается к рабочему, а работник считается привлеченным к работе в выходной день. Следует отметить, что в большинстве случаев суды разделяют такую позицию (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 16.07.2015 по делу № 33-5998/2015, Красноярского краевого суда от 15.10.2014 по делу № 33-10015/2014, Кировского областного суда от 24.07.2014 по делу № 33-2335/2014, Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу № 33-7832, Московского городского суда от 28.08.2012 по делу № 11-14545/2012, Кассационное определение Саратовского областного суда от 14.07.2011 по делу № 33-3776/11).

В свою очередь возникает следующий вопрос: если работник получает оплату в соответствии с окладом, то что удваивать?

Нужно ли оплатить в размере двойной часовой ставки все часы нахождения в пути в выходной день или же следует выдать работнику двойную дневную ставку за весь день отъезда/приезда независимо от количества проведенных в дороге часов? Опять же, время пути может приходиться и на ночное время суток.

Означает ли это, что в двойном размере нужно оплачивать и ночное время в пути? К сожалению, нормативные документы этот момент не регулируют, а официальных разъяснений по данному вопросу все еще нет. Есть лишь позиции некоторых судов, согласно которой время пути, приходящееся на два выходных дня, нужно оплачивать по двойному дневному окладу за каждый выходной (независимо от фактического количества проведенных в пути часов).

Она выражена в Апелляционном определении Самарского областного суда от 11.08.2014 по делу № 33-7832, Кассационном определении Саратовского областного суда от 14.07.2011 по делу № 33-3776/11.

Данная позиция кажется нам не совсем справедливой, ведь тогда получается, что два сотрудника получат одинаковую оплату, но один из них при этом выехал в командировку, допустим, утром в воскресенье, а другой – поздним вечером воскресенья. Первый сотрудник фактически «потратил» на служебные цели весь день, а второй, проведя весь выходной по своему усмотрению, «потратил» на служебные цели только ночь. А Тюменский областной суд в Апелляционном определении от 18.04.2012 по делу № 33-1500/2012 и вовсе заявил, что труд командированного работника в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается по правилам ст.

153 ТК РФ, но оплата при этом производится в двойном размере исходя из среднего заработка. Но подобные выводы среди судов редкость. Как видим, точного порядка нет, следовательно, компания может воспользоваться правом, установленным частью второй статьи 153 ТК РФ.

Согласно ней конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

Back to Top