glavargument.ru

Досудебный порядок при взыскании налога пении через суд

Досудебный порядок при взыскании налога пении через суд

Эксперты «Право.ru»: «Заимодавец поступил плохо, но вовсе не критично»


Павел Шефас из Avelan Федеральный рейтинг группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) × говорит, что в спорной ситуации нижестоящие суды спутали нормы материального права и процессуального: «Они смешали досудебный порядок урегулирования частного спора и срок исполнения обязательств». Из-за чего суды отказали истице во взыскании реальной задолженности, которую ответчица по существу не оспаривала, замечает юрист.

Теперь истице придётся повторить процесс, а ответчица будет в просрочке с того момента, когда ещё шло разбирательство по текущему делу, констатирует Шефас.

Я согласен с подходом ВС. Суд откинул лишний формализм и посмотрел на суть спора. Да, это плохо, что перед обращением в суд заимодавец не направила требование о возврате займа. Плохо, но вовсе не критично, потому что по существу ничего не изменилось.

Подача иска о взыскании задолженности по договору займа совершенно явно показывает волю заимодавца забрать свои деньги.Кирилл Коршунов, юрист Линия Права Федеральный рейтинг группа Рынки капиталов группа Финансовое/Банковское право группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Налоговое консультирование группа Уголовное право ×

Взыскание налога, пени и штрафа в судебном порядке

— С организаций и индивидуальных предпринимателей недоимка взыскивается во внесудебном порядке.

Однако НК РФ в ст. ст. 45 — 47 содержит ряд положений, при наличии которых налоговые органы взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов вправе только .

Налоговые органы вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд:

  1. в случае пропуска, установленного срока на внесудебное взыскание налога (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).
  2. при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 45 НК РФ;

Положения п. 2 ст. 45 НК РФ предписывают налоговым органам обратиться в суд в четырех случаях: 1) если у организации, которой открыт лицевой счет; 2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий); 3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика; 4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Срок на подачу в суд заявления о взыскании налога и п. 2 ст. 45 НК РФ не установлен. Однако правоприменительная практика пошла по пути, что заявление о взыскании налога должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п.

12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г.

N 5

«О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

).

В свою очередь, срок на взыскание штрафа установлен ст.

115 НК РФ. Согласно ст. 115 НК РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Второе обстоятельство, когда налоговый орган вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд, это пропуск срока на внесудебное взыскание налога, пени и штрафа (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В случае пропуска срока на принятие:

  1. решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  2. решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган, согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Следует обратить внимание, что обращения в суд, согласно п.

3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, исчисляется от срока исполнения требования об уплате налога. Таким образом, НК РФ установлена возможность налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в случае пропуска срока на принятие решений как по ст.

46 НК РФ, так и по ст. 47 НК РФ, причем согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а по п.

1 ст. 47 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Шесть месяцев и два года это большой срок на обращение с заявлением в суд, однако налоговым органом и этот срок может быть пропущен. Законодатель в НК РФ предусмотрел для налогового органа возможность обращения в суд с ходатайством о его восстановлении. Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа.
Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа.

На сегодняшний день НК РФ представляет налоговому органу в случае пропуска срока подачи заявления в суд право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога.

Это право закреплено в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ. Такое ходатайство может быть удовлетворено судом только при условии, когда срок был пропущен по уважительной причине. Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговый орган не может доказать уважительность причины пропуска срока в суде.

Тем не менее такое право для налогового органа в НК РФ закреплено, и имеются примеры восстановления срока. Так, в Определении ВАС РФ от 8 июня 2012 г. N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела.
N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела. Таким образом, возможность восстановления пропущенного срока установлена п.

3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, а значит, при наличии на то оснований пропущенный срок взыскания налога, пени и штрафа может быть восстановлен судом.

Взыскание налога, пени и штрафа сбора, пеней, штрафа при их взыскании в судебном порядке производится на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г.

N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». К оглавлению: , Статьи по теме:

Порядок взыскания

В случае выявления недоимки, в установленные законом сроки, налоговые органы могут начать процедуру взыскания:

  • Первое что делают сотрудники налоговой компании – это направляют плательщику уведомление. В нем четко прописана сумма к взысканию, включая общий долг и начисленные пени. Помимо этого, в уведомление прописаны точные сроки, в течение которых налогоплательщик обязан все погасить.
  • Если должник не вносит оплату в установленные законом сроки, налоговый орган имеет право взыскать задолженность по налогам самостоятельно, воспользоваться, так называемым, бесспорным порядком взыскания. А также сотрудник налоговой службы имеет право подготовить иск в суд.

Рассмотрим более детально, как происходит взыскание долга по налогам с физического и юридического лица.

Об актуальных вопросах взыскания задолженности в принудительном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации

Дата публикации: 28.08.2015 09:39 (архив) На вопросы налогоплательщиков отвечает начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по г. Севастополю Ю.П. Лихогруд Налогоплательщики (организации и граждане, в том числе индивидуальные предприниматели) обязаны своевременно уплачивать налоги .

К сожалению, им не всегда удается выполнить это требование. В этом случае сумма налога, неуплаченая в установленный срок, будет являться недоимкой (налоговой задолженностью).

Для налогоплательщика это повлечет ряд негативных последствий: — начисление пеней на неоплаченную сумму , ); — наложение штрафа налоговым органом (); — взыскание недоимки, пеней и штрафов ().

Налогоплательщик может погасить недоимку добровольно. При этом за просрочку платежа необходимо уплатить пени.

Если налогоплательщик оказался в тяжелой финансовой ситуации (его имущественное положение не позволяет уплатить налог либо уплата налога приведет к возникновению признаков его несостоятельности), задолженность может быть урегулирована экономическими методами. В частности, налоговым органом по заявлению налогоплательщика может быть предоставлена рассрочка или отсрочка уплаты налога (, ). Рассрочка и отсрочка по уплате налога представляют собой изменение срока уплаты налога на срок, не превышающий один год, соответственно с поэтапной или единовременной уплатой суммы задолженности и начислением процентов на сумму задолженности.

Основания, порядок и условия предоставления отсрочки, рассрочки по уплате налогов и сборов определены главой 9 части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Рассрочка предоставляется организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов, физическому лицу — на сумму, не превышающую стоимость его имущества. Для получения рассрочки плательщик подает в налоговый орган заявление установленного образца, к которому прилагает документы, подтверждающие основания для предоставления рассрочки и возможность погашения рассроченных сумм.

Перечень документов определен . Если же налогоплательщик не уплатил недоимку и пени, и не обратился в налоговый орган для получения рассрочки, налоговый орган вправе взыскать задолженность в принудительном порядке.

налоговым органом установлено, что у налогоплательщика возникла налоговая задолженность. Задолженность может быть выявлена: 1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога (авансового платежа), если до истечения этого срока вы представили в инспекцию сведения о начисленной сумме платежа; 2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации (расчета авансового платежа) в инспекцию, если вы подаете отчетность позже установленного срока платежа.

Задолженность может быть выявлена: 1) со следующего дня после окончания срока уплаты налога (авансового платежа), если до истечения этого срока вы представили в инспекцию сведения о начисленной сумме платежа; 2) со следующего дня после сдачи налоговой декларации (расчета авансового платежа) в инспекцию, если вы подаете отчетность позже установленного срока платежа. 3) со дня вступления в силу решения по налоговой проверке .

Если недоимка выявляется вне рамок налоговой проверки, инспекция фиксирует факт ее выявления, составив документ о выявлении недоимки.

Налогоплательщику он не направляется. Однако именно с даты его составления налоговый орган начинает мероприятия по принудительному взысканию задолженности. Прежде всего налогоплательщику направляется требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов.

Требование налоговый орган направляет налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки . В случае, если размер недоимки (с учетом пеней и штрафов), выявленной не в ходе проверки, составляет менее 500 руб., требование направляется налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки . При выявлении недоимки, а также задолженности по уплате процентов в ходе налоговой проверки инспекция должна направить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов в течение 20 дней с даты вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п.

6 ст. 6.1, п. п. 2, 3 ст. 70, п.

1 ст. 87, п. п. 7, 9 ст. 101 НК РФ). Содержание требования об уплате налога, пеней, штрафа, процентов, порядок его направления и вручения налогоплательщику определены ст. ст. 69 — 71 НК РФ. Требование направляется налогоплательщику не только на бумажном носителе.

С 1 июля 2015 г. в п. 6 ст. 69 НК РФ предусматривается возможность передачи требования в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика (п. 9 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ).

При наличии технической возможности налогоплательщик может получать документы по телекоммуникационным каналам связи.

Такая возможность имеется, например, у тех, кто сдает налоговую отчетность в электронном виде. В требовании об уплате налога (пеней, штрафа, процентов) указываются (п. п. 4, 8 ст. 69 НК РФ): — сумма задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования, штрафа, а также сумма задолженности по процентам, начисленным на основании гл.

9 НК РФ; — основания для взимания налога, а также положения законодательства, которые устанавливают обязанность налогоплательщика по его уплате; — срок, в течение которого налогоплательщик вправе исполнить требование добровольно; — информация о мерах принудительного взыскания, которые налоговый орган вправе применить, если налогоплательщик не исполнит требование и добровольно не погасит налоговую задолженность; — сведения о мерах, которые налоговый орган вправе применить для обеспечения исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога.

Если требование направляется физическому лицу, в том числе индивидуальному предпринимателю, в нем также должен приводиться установленный законодательством срок уплаты налога (абз.

4 п. 2 ст. 11, п. 4 ст. 69 НК РФ). Если инспекция не указала срок для добровольной уплаты недоимки (пеней, штрафа, процентов), должнику дается восемь рабочих дней с даты получения требования.

Этот минимальный срок добровольного исполнения требования закреплен в п. 6 ст. 6.1, абз. 4 п. 4, п. 8 ст.

69 НК РФ. Если по истечении срока исполнения требования об уплате налога налогоплательщик не погасил задолженность, инспекция приступает к взысканию за счет принадлежащих налогоплательщику денежных средств.

Данная мера применяется по отношению к должникам — организациям или индивидуальным предпринимателям.

По общему правилу взыскание недоимки (пеней, штрафов, процентов) осуществляется без обращения в суд — в бесспорном порядке. Исключением из общего правила является бесспорное взыскание задолженности с лицевых счетов организаций.

В данном случае существует требование о размере взыскиваемой суммы.

Согласно пп. 1 п. 2 ст. 45 Налогового кодекса она не должна превышать 5 млн руб. Соответствующие изменения в пп.

1 п. 2 ст. 45 НК РФ внесены с 1 января 2015 г.

Решение о взыскании за счет денежных средств может быть вынесено инспекцией не позднее двух месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате задолженности (п. 3 ст. 46 НК РФ). Решение доводится до сведения налогоплательщика в течение шести дней с момента вынесения (п. 6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ).
6 ст. 6.1, п. 3 ст. 46 НК РФ).

Оно вручается налогоплательщику под расписку или иным способом, свидетельствующим о дате его получения, либо направляется по почте заказным письмом (п.

3 ст. 46 НК РФ). Кроме того, с 1 июля 2015 г. инспекция вправе направить налогоплательщику решение через личный кабинет налогоплательщика (ст. 11.2, п. 4 ст. 31 НК РФ, п. 1, пп.

«б» п. 3 ст. 1, ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 04.11.2014 N 347-ФЗ). В этом случае датой получения решения считается день, следующий за днем размещения решения в личном кабинете налогоплательщика. C целью обеспечения исполнения решения о взыскании налога инспекция может принять решение о приостановлении операций по счетам (ст.

76 НК РФ). Решение о приостановлении операций налоговый орган направляет в банк, в котором открыты счета налогоплательщика, на основании чего банк приостанавливает расходные операции по счетам организации или индивидуального предпринимателя в пределах суммы, указанной в решении (п. п. 1, 7 ст. 76 НК РФ). Кроме того, вы не сможете открыть новый счет или использовать новые электронные средства платежа ни в той кредитной организации, где ваши операции приостановлены, ни в какой-либо другой. Также банки не откроют вам вклады и депозиты.

После вынесения решения о взыскании недоимки, пеней, штрафов, процентов с банковских счетов налогоплательщика налоговый орган оформляет поручение на списание и перечисление денежных средств.

Инспекция направляет его для исполнения в банк, в котором открыты счета организации или индивидуального предпринимателя (п. п. 2, 4 ст. 46 НК РФ). Поручения на списание и перечисление денежных средств могут быть выставлены на один или несколько счетов налогоплательщика в банке.

Это зависит от размера задолженности и суммы денежных средств на счете.

Поручение налогового органа подлежит безусловному исполнению банком, которому оно адресовано (п. 4 ст. 46 НК РФ). Банк перечисляет денежные средства в бюджет в указанный срок, если средств на вашем счете достаточно для погашения задолженности.

Если же их недостает, банк сообщает об этом налоговому органу (п.

3.1 ст. 60 НК РФ). Поручение в этом случае помещается в картотеку. Это означает, что его оплата производится по мере поступления денег на ваш расчетный счет (абз. 2 п. 6 ст. 46 НК РФ, п. 2.10 Приказ №700).

Если средств окажется недостаточно для погашения задолженности, инспекция вправе будет принять решение о взыскании за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя (п.

7 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

После вынесения решения о взыскании налогов, пеней, штрафов за счет имущества организации инспекция может наложить на него арест (ст. 77 НК РФ). Такая мера позволяет обеспечить исполнение указанного решения. Итак, решение о взыскании за счет имущества может быть вынесено в течение одного года после окончания срока исполнения требования об уплате налогов, пеней, штрафов (абз.

3 п. 1, п. 8 ст. 47 НК РФ). Решение о взыскании задолженности за счет имущества принимает руководитель инспекции или его заместитель. Исполняют решение судебные приставы. Для этого инспекция направляет им постановление о взыскании налоговой задолженности за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя (абз.

2 п. 1, п. п. 4, 8 ст. 47 НК РФ).

Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. После поступления постановления налогового органа судебному приставу взыскание налогов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика осуществляется в соответствии с Законом N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Судебный пристав должен произвести взыскание недоимки (пеней, штрафов) за счет имущества налогоплательщика в течение двух месяцев со дня поступления к нему постановления налогового органа. Для этого приставы вправе: 1) наложить арест на имущество, денежные средства, ценные бумаги, изъять указанное имущество, передать его на хранение (п. 7 ч. 1 ст. 64, ст. ст. 80 — 84, 86 Закона N 229-ФЗ), 2) произвести оценку имущества (п.

п. 8, 9 ч. 1 ст. 64 Закона N 229-ФЗ).

3) проверять финансовые документы, запрашивать необходимую информацию у налогового органа и налогоплательщика, вызывать стороны исполнительного производства и их представителей в предусмотренных законом случаях, производить розыск должника и др. (ст. 64 Закона N 229-ФЗ). Если в установленный срок вы не перечислили сумму задолженности в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию.

(ст. 64 Закона N 229-ФЗ). Если в установленный срок вы не перечислили сумму задолженности в бюджет, судебный пристав приступает к ее принудительному взысканию. Прежде всего он изымает у организации (индивидуального предпринимателя) денежные средства. Сначала они перечисляются на депозитный счет службы судебных приставов, а затем — в бюджет.

Если денежных средств нет, пристав изымает иное имущество налогоплательщика и передает его специализированной организации на реализацию (ч.4 ст.69, ч.1 ст 87 Закона 229-ФЗ).

Имущество изымается в очередности, установленной п. 5 ст. 47 НК РФ. После этого судебные приставы завершают исполнительное производство. Если рассмотренные мероприятия, не позволили погасить задолженность в полном объеме, следующим этапом станет банкротство организации или индивидуального предпринимателя и, во многих случаях, прекращение их деятельности.

Поделиться:

Взыскание в судебном порядке в случае пропуска налоговым органом срока на бесспорное взыскание

Принятое по истечении указанного в пункте 3 (далее — Кодекс) двухмесячного срока решение о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств (драгоценных металлов) на счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка) в банках, а также электронных денежных средств и решение о взыскании обязательных платежей за счет денежных средств, отраженных на лицевых счетах налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента) считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов), налогового агента — организации или индивидуального предпринимателя — причитающейся к уплате суммы налога.

Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.В шестимесячный срок на подачу налоговым органом в арбитражный суд иска о взыскании с налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов), — организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога (сбора, страхового взноса), пеней и штрафа включаются и 2 месяца на взыскание соответствующих сумм за счет денежных средств налогоплательщика, а также электронных денежных средств.При пропуске срока принятия решения о взыскании налога, сбора, страхового взноса, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора, плательщика страховых взносов, налогового агента, банка), установленного пунктом 1 , взыскание причитающихся к уплате сумм с указанных налогоплательщиков может производиться только в судебном порядке путем подачи налоговым органом искового заявления в арбитражный суд.

В таком случае взыскание налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и процентов производится за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда в соответствии с положениями «Об исполнительном производстве».В случае отмены по формальным признакам мер взыскания задолженности по обязательным платежам в бюджетную систему, принятых налоговым органом в соответствии со и , налоговый орган осуществляет взыскания сумм задолженности в судебном порядке путем направления искового заявления в арбитражный суд.

Исполнительный лист арбитражного суда предъявляется судебному приставу–исполнителю для исполнения.

Досудебный порядок урегулирования налоговых споров

Л.В.

Колосова, помощник судьи Арбитражного суда Свердловской области С.А.

Сушкова, помощник судьи Арбитражного суда Свердловской области В соответствии с п.

7 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков, налоговых агентов только в судебном порядке.Вместе с тем обращение в суд с иском о взыскании налоговых санкций возможно только после соблюдения процедуры досудебного урегулирования спора по поводу привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности. Как указано в п. 31 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5

«О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации»

, налоговый орган обращается с иском в суд в случае отказа налогоплательщика добровольно уплатить сумму санкции либо пропуска срока ее уплаты, указанного в требовании об уплате налога.Несоблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом, согласно ст.

148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) является основанием для оставления искового заявления налогового органа без рассмотрения.Статьей 104 НК РФ определено, что до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Так как данная статья настоящего Кодекса не содержит указаний, в какой форме должно быть выражено такое предложение, на практике налоговые органы направляют в адрес лица, привлеченного к ответственности, требование об уплате налога, в которое включена сумма налоговой санкции, либо в решении о привлечении к налоговой ответственности указывается срок, в течение которого необходимо уплатить налоговую санкцию.Итак, возникает вопрос, достаточно для признания досудебной процедуры урегулирования спора соблюденной направления предложения об уплате налоговой санкции по юридическому адресу налогоплательщика либо необходимо направлять документы по всем известным налоговому органу адресам?Прежде всего необходимо уяснить, о каких адресах налогоплательщика может быть известно налоговому органу.Так как налоговые органы ведут Государственный реестр налогоплательщиков, они должны располагать всеми необходимыми данными о налогоплательщике, в том числе информацией о юридическом адресе, адресе постоянно действующего исполнительного органа и других адресах. Все эти данные указываются непосредственно самим налогоплательщиком в заявлении при постановке на налоговый учет.Фактически налогоплательщик может иметь несколько адресов: юридический адрес, почтовый адрес, адрес постоянно действующего исполнительного органа.

Однако ни один законодательный акт не содержит дефиниции вышеперечисленных видов адресов.Гражданским кодексом Российской Федерации (ГК РФ) установлено, что место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации.

Государственная регистрация осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа — иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.Аналогичная норма содержится в ст. 8 и 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц».Налоговый орган имеет возможность при постановке юридического лица на учет сверить данные об адресе, указанные в заявлении о постановке на налоговый учет и в учредительных документах. Все остальные адреса указываются юридическим лицом самостоятельно и проверке на предмет достоверности не подлежат.

Очевидно, что задачей наиболее полного владения информацией о налогоплательщике является быстрое установление контакта с налогоплательщиком.Статьей 23 НК РФ для налогоплательщиков установлена обязанность письменного сообщения в налоговый орган об изменении своего места нахождения.В случае неисполнения налогоплательщиком вышеуказанной обязанности налоговый орган лишается действительной информации о фактическом месте нахождения налогоплательщика. Вместе с тем необходимая информация может содержаться в представленных декларациях, письмах, заявлениях и иных документах, направляемых налогоплательщиком в адрес налогового органа.Статьей 32 НК РФ налоговым органам вменено в обязанность направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.Данной обязанности корреспондирует право налогоплательщиков получать названные документы.В соответствии с п.

5 ст. 101 НК РФ копия решения налогового органа и требование об уплате налога и сбора вручаются налогоплательщику либо его представителю под расписку или передаются иным способом, свидетельствующим о дате их получения налогоплательщиком либо его представителем. Если указанными выше способами вручить решение налогового органа налогоплательщику или его представителю невозможно, оно отправляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней после его отправки.Согласно п.

2 ст. 22 НК РФ права налогоплательщиков обеспечиваются соответствующими обязанностями должностных лиц налоговых органов.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению прав налогоплательщиков влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами. Следовательно, при определении объема обязанностей налогового органа по направлению налогоплательщику предусмотренных законом документов необходимо исходить из прав и гарантий, предоставленных последнему законодательством о налогах и сборах.Такой вывод соответствует норме, содержащейся в части 2 ст.

24 Конституции Российской Федерации, согласно которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Ненормативные акты налоговых органов относятся к таким документам.Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод о том, что до обращения с иском в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить сумму налоговой санкции, направив требование или иной документ по всем известным ему адресам налогоплательщика (иного лица).В противном случае не будет достигнута цель, обозначенная законодателем, — возможность разрешения спора о наложении налоговой санкции без обращения в суд.Данный вывод, по нашему мнению, продиктован необходимостью соблюдения баланса государственных (публичных) и частных интересов и может действовать только в отношении добросовестных налогоплательщиков.

Вместе с тем вышеприведенное является только мнением авторов; законодательно обязанность налоговых органов по направлению налогоплательщику документов по всем известным адресам не установлена.Если нормы, содержащиеся в законах, не позволяют получить однозначный ответ на возникший вопрос, и налогоплательщики, и налоговые органы обращаются к судебной практике.Арбитражная практика, сформировавшаяся по вопросу соблюдения досудебного порядка урегулирования споров о взыскании налоговой санкции, неоднозначна.

Даже в пределах одного суда сложились разные мнения по одному и тому же вопросу: обязан ли налоговый орган направлять документ, содержащий предложение об уплате налоговой санкции в добровольном порядке, по всем известным налоговому органу адресам или нет?Необходимо отметить, что подход Арбитражного суда Свердловской области при разрешении данного вопроса всегда однозначен: налоговый орган должен принять все меры для ознакомления налогоплательщика с материалами дела, то есть направить документы по всем известным ему адресам, в том числе по адресам, указанным в заявлении о постановке на налоговый учет, а также в налоговых декларациях.Так, при рассмотрении Арбитражным судом Свердловской области дела N 60-15372/2002 судом было установлено следующее. Налоговый орган провел камеральную проверку общества с ограниченной ответственностью (далее — общество) по вопросу своевременности представления расчетов (налоговых деклараций) сумм единого налога на вмененный доход.

В ходе проверки были выявлены факты несвоевременного представления расчетов, о чем свидетельствовали отметки налогового органа.Результаты налоговой проверки были оформлены актом, на основании которого было принято решение о привлечении общества к налоговой ответственности согласно п.

1, 2 ст. 119 НК РФ в виде взыскания штрафа за несвоевременное представление налоговых деклараций.В связи с тем, что обществом штраф в добровольном порядке в срок, установленный в требовании, не был уплачен, налоговый орган обратился в суд с иском о взыскании налоговых санкций.Суд первой инстанции удовлетворил требования налогового органа и взыскал с общества налоговые санкции. Вопрос соблюдения досудебной процедуры урегулирования спора судом не исследовался. Обжалуя решение суда первой инстанции, заявитель жалобы сослался на то, что акт и решение налогового органа не были им получены; вследствие этого он не мог знать о необходимости уплаты штрафной санкции.Постановлением апелляционной инстанции решение суда было отменено по следующим основаниям.В соответствии с п.

4 ст. 23, п. 2, 6 ст. 80 НК РФ налогоплательщики обязаны в установленные налоговым законодательством сроки представлять в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они должны уплачивать.Невыполнение налогоплательщиком вышеуказанных требований является налоговым правонарушением, ответственность за которое установлена ст.

119 НК РФ.Факт непредставления обществом расчетов сумм единого налога на вмененный доход в установленный законодательством срок был подтвержден материалами дела. Вышеуказанные обстоятельства не оспаривались ответчиком.Однако налоговый орган нарушил досудебный порядок урегулирования спора: требование с предложением уплатить налог, пени, штрафные санкции в добровольном порядке в установленный в требовании срок налогоплательщику не было вручено.Как следует из материалов дела, решение налогового органа вместе с требованием о добровольном перечислении суммы штрафа в срок до 24.05.2002 было направлено ответчику 13.05.2002 по адресам, указанным в заявлении и свидетельстве о постановке на налоговый учет.

Решение налогового органа получено ответчиком не было, о чем свидетельствовал возврат почтового отправления с отметкой о невручении.

К моменту подачи в суд искового заявления о взыскании штрафа налоговому органу было известно о том, что решение ответчику не было вручено.Как пояснил ответчик, в форме расчета единого налога на вмененный доход, представленного в ИМНС, был указан адрес фактического местонахождения общества. Решение и требование налогового органа по данному адресу не направлялись.Таким образом, налоговый орган нарушил процедуру производства по делу о налоговом правонарушении, и им не был соблюден досудебный порядок урегулирования спора, предусмотренный ст.

104 НК РФ.Ссылка истца на то, что налоговому органу не был известен адрес фактического места нахождения общества, поскольку ответчик в нарушение п.

3 ст. 84 НК РФ не сообщил в налоговый орган об изменении места нахождения, судом не была принята исходя из следующего.Согласно п.

3 ст. 84 НК РФ налогоплательщик обязан уведомлять налоговый орган об изменениях в учредительных документах, в том числе связанных с изменением места нахождения.Как видно из материалов дела, адрес фактического места нахождения общества был указан в расчете, предоставленном в налоговый орган; при этом изменения в учредительные документы обществом не вносились. Следовательно, у ответчика отсутствовала обязанность по уведомлению налогового органа.При таких обстоятельствах, по мнению апелляционной инстанции, общество неправомерно было привлечено к налоговой ответственности согласно п. 1, 2 ст. 119 НК РФ за нарушение срока представления расчетов по единому налогу на вмененный доход; в связи с этим апелляционная жалоба общества об отмене решения суда первой инстанции была удовлетворена.Суд пришел к выводу о том, что акт, решение, требование налогового органа должны были быть направлены не только по адресу, указанному в учредительных документах или в заявлении о постановке на налоговый учет.Таким образом, несоблюдение досудебной процедуры урегулирования спора о взыскании налоговой санкции в соответствии со ст.

148 АПК РФ повлекло оставление иска без рассмотрения.Аналогичная позиция была изложена Арбитражным судом в постановлениях по делам N А60-7778/2002, А60-7026/2002, А60-7025/2002, А60-6221/2002, А60-7786/2002, А60-10972/2002, А60-11224/2002 и другим.По всем вышеперечисленным делам кассационной инстанцией Федерального арбитражного суда Уральского округа судебные акты оставлены без изменения.В своих постановлениях кассационная инстанция указала на то, что по смыслу нормы п.

4, 5 ст. 101 НК РФ налоговый орган обязан принять все меры для получения налогоплательщиком соответствующих материалов производства по налоговому правонарушению и ознакомления с ними, что обеспечивает реализацию требований о досудебном урегулировании спора. Материалами дел было подтверждено, что налоговый орган не представил доказательств того, что он принял достаточные меры для соблюдения требований закона, а именно: направил материалы о налоговом правонарушении по всем известным ему адресам налогоплательщика.Такая мотивировка, данная судом, должна исключить применение формального подхода со стороны налоговых органов, которые обязаны направлять материалы по делу о налоговом правонарушении также и по адресам, указанным в иных документах, представляемых налогоплательщиками.Однако в ряде случаев кассационная инстанция иначе излагает свой взгляд на рассматриваемую проблему, поддерживая при этом доводы налогового органа.Так, например, по делу N А60-9597/2002 иск налогового органа о взыскании налоговых санкций с закрытого акционерного общества судом первой инстанции был оставлен без рассмотрения в связи с тем, что истцом не была соблюдена досудебная процедура урегулирования спора: копия решения о привлечении к налоговой ответственности с предложением о добровольной уплате санкций была направлена только в адрес постоянно действующего органа общества при наличии информации о его юридическом адресе, указанном в учредительных документах.

При этом почтовое отправление органом связи было возвращено в связи с отсутствием адресата.Постановлением апелляционной инстанции определение суда было оставлено без изменения.Вышеназванные судебные акты кассационной инстанцией были отменены, дело было передано на рассмотрение в суд первой инстанции по существу по следующим основаниям.Отменяя судебные акты, суд сослался на п. 7 ст. 32 НК РФ, согласно которому налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику копии акта налоговой проверки и решения налогового органа.

Однако обязательное направление вышеуказанных копий по всем известным адресам налогоплательщика НК РФ (ст. 32, 101, 104 настоящего Кодекса) не предусмотрено. Материалами дела подтверждался факт направления инспекцией вышеперечисленных документов по адресу, указанному налогоплательщиком в заявлении о постановке на налоговый учет.

Таким образом, предусмотренная п.

7 ст. 32 НК РФ обязанность была исполнена налоговым органом надлежащим образом, вывод суда первой и апелляционной инстанций о несоблюдении истцом досудебной процедуры урегулирования спора являлся ошибочным.Кроме того, судом было отмечено, что общество уклонялось как от получения корреспонденции по указанным адресам, так и от участия в деле с целью защиты своих прав.По тем же мотивам были отменены судебные акты и направлены на новое рассмотрение дела N А60-10200/2002, А60-9593/2002, А60-10199/2002.Таким образом, судом был сделан акцент на обязанностях налогоплательщика, выполнение которых позволяет налоговому органу реализовать свои полномочия в полной мере.По другому делу (N А60-8673/2002) при рассмотрении иска налогового органа к обществу с ограниченной ответственностью (далее — общество) о взыскании штрафа за непредставление в установленный законодательством срок расчетов по авансовым платежам по единому социальному налогу судом первой инстанции в удовлетворении исковых требований было отказано.Постановлением апелляционной инстанции решение было оставлено без изменения. При этом суды обеих инстанций исходили из того, что у налогового органа не возникло права на обращение в суд для принудительного взыскания суммы штрафа, поскольку решение о привлечении общества к налоговой ответственности и требование об уплате штрафа было направлено только по одному из двух известных адресов налогоплательщика — почтовому адресу.Отменив решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции, Федеральный арбитражный суд Уральского округа удовлетворил иск и взыскал с общества в доход бюджета налоговую санкцию.При этом суд указал, что направление налоговым органом по почтовому адресу налогоплательщика решения о привлечении к налоговой ответственности с предложением о добровольной уплате налоговой санкции заказной корреспонденцией свидетельствовало о выполнении обязанности, предусмотренной п.

7 ст. 32 НК РФ, и соблюдении обязательной досудебной процедуры урегулирования спора.На практике также часто возникает вопрос о соблюдении досудебного порядка урегулирования налоговых споров в отношении филиалов юридического лица.

Статья 89 НК РФ допускает возможность проведения выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов. В силу ст. 19 НК РФ филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и обособленных подразделений в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Статьей 101 НК РФ не предусмотрено вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки в отношении филиала или обособленного подразделения организации.

Все виды решений, которые принимаются должностным лицом налогового органа, касаются только налогоплательщика (налогового агента, плательщика сборов). Следовательно, предложение о добровольной уплате налоговой санкции обязательно необходимо направлять в адрес организации — юридического лица, а для сведения — в адрес проверенного филиала или обособленного подразделения. Однако в зависимости от места расположения головной организации и ее обособленных подразделений также могут возникнуть вопросы процедурного характера, в основном связанные со сроками получения и исполнения предложения о добровольной уплате налоговой санкции.Как видим, вопрос о том, что включает комплекс мер, принимаемых налоговым органом для соблюдения досудебного порядка урегулирования спора о взыскании налоговой санкции, остается открытым.Судебная практика однозначного ответа на поставленный вопрос не дает.По нашему мнению, проблема может быть разрешена только законодательным путем: внесением изменений или дополнений в часть первую НК РФ, что позволит избежать различного толкования одной и той же нормы закона налоговыми органами и налогоплательщиками.При этом необходимо учитывать интересы как налогоплательщиков, так и государства, для того чтобы ради взыскания налоговой санкции в размере 50 руб.

расходы по соблюдению досудебного порядка урегулирования спора многократно не превысили сумму штрафа. В то же время каждый налогоплательщик (иное лицо) должен иметь право на выбор в части добровольной уплаты налоговой санкции или ее взыскания в принудительном порядке независимо от размера наложенного штрафа, и это право должно обеспечиваться своевременным получением информации, в том числе о сумме штрафа и сроках его уплаты. Источник: . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Налоговый и бухгалтерский учет списанной задолженности

В бухучете сумма списанной кредиторской задолженности по налогам, штрафам и пеням — это прочий доход организации, , .

А вот в налоговом учете все зависит от вида налога.

Если списываются недоимки по налогам, которые ранее в начисленных суммах были учтены как прочие расходы (в частности, это земельный и транспортный налоги, налог на имущество, ЕСН), то теперь их из расходов надо исключить и отразить в составе внереализационных доходов в том периоде, в котором задолженность по налогам списывается как безнадежная.

При этом не нужно подавать уточненки по налогу на прибыль за периоды, в которых списываемые налоги были учтены в расходах.

Списанная безнадежная кредиторская задолженность по другим налогам, пеням и штрафам относится к доходам, не учитываемым для целей налогообложения прибыли; . То есть списанные как безнадежные суммы недоимок по налогу на прибыль, НДС, налогу при УСН, ЕСХН, НДФЛ, налогу на игорный бизнес, а также суммы штрафов и пеней по всем налогам не нужно включать в доходы. Поскольку в бухучете при списании недоимок по налогам, которые не учитывались в расходах (по прибыли, НДС и др.), а также задолженностей по штрафам и пеням возникает доход, а в налоговом учете такого дохода нет, в бухучете нужно показать постоянный налоговый актив, .

*** Кстати, задолженность по страховым взносам также можно списать как безнадежную на основании соответствующего решения суда, констатирующего, что орган ПФР или ФСС утратил возможность ее взыскания; .

И алгоритм действий при этом будет схожим с описанным выше.

Взыскание за счет имущества налогоплательщика

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или при отсутствии информации о таких счетах налоговый орган на основании соответствующего решения вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со ст.

46 НК РФ (п. 1 ст. 47 НК РФ).

Данное решение исполняют судебные приставы на основании постановления налогового органа о взыскании налоговой задолженности за счет имущества налогоплательщика (вынесенного в течение трех дней с момента принятия решения о взыскании) (абз. 2 п. 1, п. 4 ст. 47 НК РФ). Взыскание может быть обращено на любое движимое и недвижимое имущество налогоплательщика в очередности, установленной п.

5 ст. 47 НК РФ. К сведению: налоговый орган вправе перейти к принудительному взысканию налога за счет иного имущества налогоплательщика только после принятия надлежащих мер по взысканию налога за счет его денежных средств (п. 55 Постановления Пленума ВАС РФ № 57).

В связи с этим невынесение инспекцией решения о взыскании налога за счет денежных средств в установленный срок и непринятие мер к его исполнению по общему правилу исключают возможность вынесения решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика.

Решение о взыскании налога за счет имущества принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит.

Нормы законодательства построены таким образом, что нарушение со стороны налоговых органов процессуальных норм, закрепленных в НК РФ, влечет невозможность выполнения последующих действий для налоговых органов.

Back to Top