glavargument.ru

Кто такой главный федеральный инспектор правовой статус

Кто такой главный федеральный инспектор правовой статус

Кто такой главный федеральный инспектор правовой статус


Важно Процедура наделения гражданина России полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представления президента России прямо не предусматривает участие в этом процессе главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. Важность и уникальность этого процесса диктует необходимость осуществления консультативных и совещательных функций непосредственно полномочным представителем, а не делегированными для этого субъекта — сотрудниками аппарата. Подавляющее большинство полномочий главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, по-нашему мнению, полномочные представители должны и могут осуществлять непосредственно.[9] Третья.

О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ»( с изменениями и дополнениями от 29 июня 2005 года, 11 февраля 2006 года); Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;[1] Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 года №725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».[12] Анализ содержания данных нормативных правовых актов выявил необходимость детального изучения вопроса о перспективах развития института главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов.

Президента Российской Федерации в федеральных округах и во взаимодействии с контрольными департаментами аппаратов полномочных представителей проверку исполнения в субъектах Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений главы государства, реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета; подписывать служебную документацию в пределах своих полномочий; вносить предложения полномочным представителям Президента Российской Федерации в федеральных округах о создании совещательных и консультативных органов и участии в их работе. Отдельными полномочиями главные федеральные инспекторы и федеральные инспекторы наделяются, а имеющиеся полномочия детализируются нормами регионального законодательства. Они обладают определенными полномочиями только в пределах территории курируемого субъекта РФ, не вправе вмешиваться в деятельность главных федеральных инспекторов, действующих в пределах территорий сопредельных субъектов в РФ и тем более инспектировать несколько субъектов РФ.

[17] До недавнего времени вопрос о целесообразности существования института главных федеральных инспекторов в юридической литературе особо остро не стоял.

Не вызывал серьезного сомнения их назначение в обеспечении реализации полномочий Президента России в субъектах РФ, возвращении страны в конституционно-правовое пространство.[18] Однако в последнее время на федеральном уровне были приняты нормативные правовые акты, напрямую не затрагивающие, но своими предписаниями значительно изменяющие правовой статус главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов. Уровень образования по замещаемой должности — высшее профессиональное образование.[4] Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации (государственной службы иных видов) или стаж работы по специальности по замещаемой должности устанавливаются в соответствии с Указом Президента Российской Федерации.[3] Профессиональные знания и навыки гражданского служащего (профессионализм), необходимые для замещения должности, определяются в соответствии с актом государственного органа с учетом его задач и функций.

Профессионализм гражданского служащего выражается в знании нормативных правовых актов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, пи умении их применять. 5.Деятельность гражданского служащего должна быть направлена на профессиональное обеспечение выполнения государственным органом установленных задач и функций. Инфо Сегодня в наиболее полном виде он закреплен в нормах распоряжения Администрации Президента Российской Федерации от 22 марта 2005 г.

N 384 «Об утверждении Типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе» <3, типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте российской федерации аппарата соответствующего полномочного представителя президента российской федерации в федеральном округе, утверждаемого полномочными представителями президента российской федерации в федеральных округах по согласованию с помощником президента российской федерации — начальником контрольного управления президента российской федерации><4.>2 Официальный сайт Президента РФ.

URL: http://государство.президент.рф 3 См.: Черкасов К.В., Рождествина А.А. К вопросу о поступлении на государственную гражданскую службу в аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Административное право. 2008. № 2. Внимание С. 68—71. 4 Президентский контроль. 2005.
4 Президентский контроль. 2005.

№ 10. С. 3—5. 5 СЗ РФ. 2007. № 43. Ст. 5167. 6 Постановление Саратовской областной Думы от 17.09.2008 № 12-478 «О Регламенте Саратовской областной Думы» // Неделя области.

2008. 3 окт. 7 Устав Пензенской области: принят Законодательным Собранием Пензенской области 10 сентября 1996 г.

// Пензенские вести. 1996. Российской Федерации; пользоваться в установленном порядке банками данных Администрации Президента Российской Федерации и федеральных органов государственной власти; использовать государственные, в том числе правительственные, системы связи и коммуникации; организовывать по поручению полномочного представителя и во взаимодействии с контрольным департаментом проверку исполнения в субъекте Российской Федерации указов, распоряжений и иных решений Президента Российской Федерации, реализации федеральных программ, использования федерального имущества и средств федерального бюджета; подписывать служебную документацию в пределах своих полномочий; вносить предложения полномочному представителю о создании совещательных и консультативных органов и участии в их работе.

рассмотреть и проанализировать задачи, функции и права главных федеральных инспекторов в субъектах РФ; рассмотреть структуру аппарата главных федеральных инспекторов в субъектах РФ.

Проанализировать деятельность аппарата главного федерального инспектора в Пензенской области. Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в ней: проанализировано положение «о главных федеральных инспекторах» и на основе анализа исследованы функции, задачи и права главных федеральных инспекторов; проанализированы и систематизированы все сведения, касающиеся аппаратов главных федеральных инспекторов в субъектах РФ.

Научная новизна курсовой работы заключается в том, что в ней: проанализировано положение «о главных федеральных инспекторах» и на основе анализа исследованы функции, задачи и права главных федеральных инспекторов; проанализированы и систематизированы все сведения, касающиеся аппаратов главных федеральных инспекторов в субъектах РФ.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что она может быть использована для чтения лекций по курсу «Государственное и муниципальное управление», «Политология», «Конституционное право» и иных других подобных дисциплин. Сложившуюся ситуацию, пожалуй, можно объяснить существованием в Северо-Кавказском регионе страны сразу двух объективных причин для этого — небольших по территории субъектов Российской Федерации и сложной общественно-политической ситуацией в них. Однако в связи с существенным изменением последней к лучшему сегодня функционирование главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе построено исключительно по субъектному принципу, они действуют в каждом субъекте Российской Федерации, расположенном на территории Южного федерального округа.<5 см.: саурин> Институт полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе (на опыте Южного федерального округа).

Дис. … канд. юрид. наук. Краснодар, 2004. С. 85.

Главный федеральный инспектор: мы не просто контролируем, мы оказываем помощь

Cрочная новость Экс-кандидат в Госдуму требует запретить шоу солиста Rammstein в Екатеринбурге Нападающий «Автомобилиста» стал самым быстрым игроком регулярного чемпионата КХЛ В Екатеринбурге перенесли автобусное кольцо «Уралочка-НТМК» отыгралась с 0:2 на Сахалине Два пассажира микроавтобуса погибли в ДТП под Нижним Тагилом Новости

  1. 03:15 В Мексике готовы отменить массовые мероприятия из-за коронавируса
  2. 02:50 В Египте выявлен второй турист, больной коронавирусом
  3. 02:49 Макрон готов помочь Болгарии и Греции в охране границ
  1. Блогерша Диденко после смертельной вечеринки выложила трогательное видео с дочкой Ирина Боброва
  2. Друзья Диденко раскрыли детали смертельной вечеринки в бане со льдом Ирина Боброва
  3. Массажист изнасиловал 17-летнюю гостью в Петербурге Арсений Томин
  4. Собчак заявила об известности имени заказчика убийства Немцова Арсений Томин
  5. На акции Немцова начали с поминок, а закончили самопиаром и стёбом Николай Курилов
  6. Украина не будет праздновать День Победы Евгения Горлова
  7. СМИ: муж блогерши погиб на банной вечеринке с сухим льдом Евгения Горлова
  8. Певицу Савичеву шокировала реакция блогерши на трагедию в бане Евгения Горлова
  9. Производитель сухого льда объяснил смерть жителей Москвы в бане Ярослав Белоусов
  10. Эрдоган предложил Путину оставить Турцию «один на один» с Асадом Михаил Верный
  11. Роспотребнадзор рекомендовал россиянам отказаться от зарубежных поездок из-за коронавируса Остап Жуков
  12. Футбольные фанаты устроили жестокую массовую драку в метро Москвы MK.RU
  13. Яков Кедми рассказал, как России заставить Турцию уйти из Сирии MK.RU
  14. Трагически погиб чемпион мира по велоспорту Андрей Ведерников Арсений Томин
  15. Второклассник мгновенно скончался во время урока в Магнитогорске Остап Жуков
  16. На Марш Немцова в Москве вместе со студентами вышли пенсионеры Антон Размахнин
  17. Бегство США из Афганистана: что это значит для России Михаил Ростовский
  18. Скончалась 102-летняя москвичка, которой ко Дню победы вручили заплесневелый сыр Лина Корсак
  19. В Прощёное воскресенье нельзя просить прощения по телефону Дарья Тюкова
  20. «Люди исчезают!»: появилось видео смерти людей в бане с сухим льдом Кирилл Русаков
  21. Уральцу грозит реальный срок за вырубку деревьев, которых по документам не существует Денис Стрельцов
  22. Хозяйка екатеринбургской «Галерки» Ольга Макутенене – о домашнем уюте в театре Полина Шадрина
  23. «МК» выяснил главные опасения тех, кто сдает квартиру посуточно и кто снимает
  24. Стала известна причина гибели участников банной вечеринки в Москве Евгения Горлова
  25. На банной вечеринке московской блогерши погибли два человека MK.RU
  26. Китайцы раскрыли страшную правду о коронавирусе Ирина Ринаева
  27. Лучший подарок: как выбрать самым близким людям ноутбук Юрий Суханов

Партнеры Прочитать статью

Главный федеральный инспектор Свердловской области Виктор Миненко побеседовал с корреспондентом «МК-Урал» 23.09.2010 в 12:40, просмотров: 2711 Он рассказал об особенностях работы ГФИ, о ликвидации лесных пожаров, а также о строительстве перинатального центра

Виктор Миненко: Мы с Александром Сергеевичем Мишариным нашли конструктивный механизм взаимодействия, который позволяет нам эффективно двигаться вперед.

– Виктор Александрович, расскажите, какие функции выполняет главный федеральный инспектор в Свердловской области?

Что это за должность? Каковы механизмы работы с командой Губернатора области?

– Я – официальное должностное лицо в аппарате Полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе. Осуществляю контроль за исполнением в Свердловской области федеральных законов, Указов, распоряжений и поручений Президента Российской Федерации, распоряжений и поручений Полномочного Представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе.

В мой функционал входит и контроль соответствия региональных нормативных актов федеральному законодательству, и ежедневная работа по контролю исполнения федеральных программ и национальных проектов. Моя работа способствует тому, чтобы все решения Президента страны и его полномочного представителя в округе исполнялись в сроки, безукоризненно и, несомненно, на пользу людям. А для этого нужно, чтобы все – и Губернатор, и главы муниципальных образований, и руководители предприятий работали единой командой, общими усилиями.

Механизм взаимоотношений главного федерального инспектора с Губернатором, касающийся, в частности, разделения полномочий, выглядит следующим образом: главный федеральный инспектор является федеральным государственным служащим, а губернатор и его команда представляют власть субъекта федерации. Поэтому наши отношения выстраиваются на основе паритета, исполнения каждым своих обязанностей в рамках законодательства о разделении полномочий федеральной власти и власти субъекта федерации.

Однако, несмотря на то, что должность главного федерального инспектора предполагает в основном контролирующие функции, мы с Александром Сергеевичем Мишариным нашли конструктивный механизм взаимодействия, который позволяет нам эффективно двигаться вперед. Ведь задача у нас одна: социально-экономическое развитие региона!

Ведь задача у нас одна: социально-экономическое развитие региона!

– Сколько человек трудится в аппарате ГФИ? – На сегодня – 10 человек. – Вы отслеживаете соблюдение федерального законодательства.

Значит ли это, что граждане и представители организаций могут обращать Ваше внимание на возникающие нарушения?

Будет ли реакция со стороны ГФИ на такие обращения? – В случае, если в наш адрес поступают обращения от граждан и организаций – мы в установленные сроки рассматриваем такие обращения и обязательно реагируем на них.

– Каковы планы работы ГФИ на 2010-2011 год? – У главного федерального инспектора разные направления деятельности, будь то противодействие коррупции, развитие экономики, банковского сектора или социальных программ, и везде нужна взвешенная, поэтапная и грамотная работа со всеми заинтересованными сторонами.

Например, в настоящее время, Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев поставил задачу по модернизации экономики. Полномочным представителям Президента в округах поручено принимать активное участие в модернизации экономики субъектов. Мне, как главному федеральному инспектору в Свердловской области, необходимо не только осуществлять контроль, но и оказывать содействие в решении поставленных задач.

Мне, как главному федеральному инспектору в Свердловской области, необходимо не только осуществлять контроль, но и оказывать содействие в решении поставленных задач.

Свердловская область – субъект-донор, промышленный регион, однако и он подвергся влиянию кризиса, но устоял, сейчас идет подъем. Еще одна наша задача – добиться того, чтобы малый и средний бизнес развивались, принимались программы поддержки малого и среднего предпринимательства, создавались рабочие места, повышалось качество продукции. Президентом России поставлены задачи по развитию малого и среднего предпринимательства, причем не только в сфере услуг, а также инновационного производства.

Есть важный момент, на который указали и Президент Российской Федерации, и полномочный представитель Президента Николай Александрович Винниченко – преодоление административных барьеров, поскольку он касается составляющих инвестиционной привлекательности – инфраструктуры и кадров. Это важная тема, над решением которой мы работаем совместно с Правительством Свердловской области. Но мы не просто принимаем меры, касающиеся контроля, но и оказываем реальную помощь.

Не случайно была создана группа по развитию банковского сектора региона, согласие на сотрудничество с которой выразил целый ряд крупнейших банков, работающих на территории области. На сегодняшний день представители банковских структур внесли свои предложения, которые будут систематизированы и на следующем совещании вынесены на обсуждение.

А, это и возможность оказать помощь банковскому сообществу в его развитии, в том числе и в области преодоления административных барьеров, и хороший стимул для банковских структур вкладывать средства во все проекты по развитию экономики, чтобы деньги работали внутри субъекта.

Далее создан Совет малого и среднего предпринимательства при главном федеральном инспекторе, и уже сейчас поступают предложения от представителей бизнеса на еженедельных рабочих совещаниях. Они систематизируются, и это уже сейчас реальная возможность оказать помощь малому и среднему предпринимательству в дальнейшем развитии.

Они систематизируются, и это уже сейчас реальная возможность оказать помощь малому и среднему предпринимательству в дальнейшем развитии. И то, что мы с Вами сегодня встречаемся не в первый раз, записываем это интервью, в рамках созданного Совета главных редакторов, я считаю верным признаком того, что у меня складываются отношения с вашими коллегами по «журналистскому цеху» вполне конструктивно, я бы сказал по-дружески!

– Можете привести несколько примеров из повседневной работы? – Вот, например, постройка перинатального центра. Сегодня строительство центра осуществляется по федеральной программе и преимущественно за счет средств федерального бюджета.

Несмотря на трудности, строительство идет – под контролем Президента России и полномочного представителя Президента в Уральском федеральном округе. На сегодня освоено уже порядка 1,2 миллиарда рублей. Сдача намечена на 4 квартал 2010 года.

Еженедельно проходят совещания в областном правительстве на эту тему; 18 августа состоялась видео – конференция, в ходе которой Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин обсудил с представителями субъектов Федерации проблемы, связанные со строительством перинатальных центров. Была поставлена задача о введении перинатальных центров в эксплуатацию в установленные сроки. Совместно с полномочным представителем Президента в УФО, Губернатором Свердловской области координируем все работы, связанные с ликвидацией последствий пожаров.

Возьмем конкретный случай – ликвидацию последствий сильнейшего пожара в Ивдельском городском округе. Могу отметить, что руководство области приняло все необходимые меры для обеспечения граждан жильем, продуктами и финансами.

Уже 12 августа было принято Постановление Правительства Свердловской области, которое предусматривает оказание гражданам финансовой помощи из расчета 100 тысяч рублей на человека, деньги своевременно перечислены.

Кроме того, администрация Ивдельского городского округа 13 августа выделила материальную помощь в размере 10 тысяч рублей каждому гражданину, пострадавшему от пожара. Организована помощь по предоставлению жилья пострадавшим.

По заявке Ивдельского городского округа будет приобретено 11 квартир для 15 человек (2 человека из них – «переселенцы»)- 10 однокомнатных квартир, 1 двухкомнатная квартира.

6 человек проживают в школе- интернате при муниципальном образовательном учреждении №2 города Ивделя, остальные проживают у родственников, так, как отказались заселиться во временно предоставленные квартиры.

По информации, предоставленной Правительством Свердловской области, заключены контракты на приобретение 10 квартир, контракт на приобретение оставшейся квартиры будет заключен до конца текущей недели. По поручению полномочного представителя Президента Российской Федерации в Уральском федеральном округе Николая Александровича Винниченко, мы провели расширенное выездное совещание в муниципальном образовании «городской округ Первоуральск».

В ходе визита я ознакомился с работой одного из градообразующих предприятий, Первоуральского Новотрубного завода, где мне понравился системный подход к вопросам и экологии и управления производством. Провел рабочую встречу с руководством Управляющей компании «Уралагрострой». В работе первоуральских коммунальщиков видны, скажем так «не вооруженным взглядом», многочисленные недоработки и упущения.

В ходе расширенного заседания, с участием представителей законодательных и исполнительных органов Свердловской области, по моему мнению, была дана объективная и ответственная оценку социально-экономической и общественно-политической ситуации в муниципальном образовании «городской округ Первоуральск».

Еще одна важная часть нашей работы – подготовка к осенне-зимнему отопительному сезону Начало сезона назначено на 15 сентября, сегодня можно с уверенностью говорить, что тепло в дома будет подано вовремя! Продолжается выполнение программы в честь 65-летия Победы в Великой Отечественной войне, по обеспечению жильем ветеранов. – Возвращаясь к такой важной теме, как строительство перинатального центра, хотелось бы задать несколько вопросов.

Так, по нашей информации, у Роспотребнадзора был ряд серьезных претензий, из-за которых сроки сдачи центра в эксплуатацию могли быть сорваны. Какова ситуация сегодня? – На сегодняшний день все формальности, связанные с замечаниями, выраженными представителями Роспотребнадзора, закрыты, претензий нет. Скажу больше – на сегодняшний день с уверенностью можно говорить о стопроцентной готовности коробки здания, канализации, отопления, наружных инженерных сетей и благоустройства территории, в завершающей стадии находятся отделочные работы и подготовка систем вентиляции и кондиционирования.

Решены вопросы жизнеобеспечения и безопасности здания. Решаются вопросы по питанию будущих пациентов центра, составляется штатное расписание и просчитывается его финансово – экономическое содержание.

ОАО «Корпорация «Атомстройкомплекс» произведена оплата высокотехнологического оборудования на сумму порядка 219862 тыс.

рублей. Получено оборудования на сумму 188861 тыс. рублей. Объект должен быть передан для лицензирования до 1 октября 2010 года.

– Наши источники сообщают также, что при закупке оборудования не соблюдена федеральная норма, по которой 30% оборудования должно быть отечественного производства. В частности, два наших уральских производителя сообщили нашему изданию, что, несмотря на наличие подписанных договоров, оплата им не производится и поставки, соответственно не осуществляются.

Можете ли вы это прокомментировать?

– На сегодняшний день поставлена задача, закупить самое современное оборудование.

Если говорить о структуре поставок, насколько я информирован, все контракты заключены. Мы эту ситуацию будем отслеживать. – Кстати, о закупленном оборудовании.

Нам не так давно сообщили, что силовые структуры, прокуратура проводили проверку по данному вопросу.

И не смогли обнаружить закупленное оборудование.

Так ли это? – Я знаю, что прокуратора проводила проверку, но окончательных выводов на сегодняшний день еще не сделано. Мы этим вопросом будем заниматься, и отслеживать эту ситуацию.

Будем участвовать в совещаниях, на которых будем ставить вопрос об оборудовании. – Возвращаясь к теме пожаров и здоровья граждан.

Несколько дней назад сразу по нескольким федеральным телеканалам прошел сюжет о том, что в Свердловской области инвалиды не могут получить лекарства по бесплатным рецептам.

В курсе ли вы происходящего? – Что касается медикаментов, могу сказать следующее.

Если бы такие сигналы поступали к нам, мы бы, конечно, на них реагировали. И по данной проблеме мы также намерены задать вопросы должностным лицам, которые отвечают за ее решение.

Будем заниматься. – Спасибо за беседу. Евгений Федоров

  1. Самое интересное

Перспективы развития института главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента РФ в федеральных округах

УДК 342.51 Страницы в журнале: 36-38 А.К. ГАДЖИЕВ, старший преподаватель Северо-Кавказского филиала Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации, заместитель начальника полиции Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, полковник полиции Исследуются перспективы и направления развития института главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе в современной России; анализируются научные работы и нормативная основа функционирования главных федеральных инспекторов; формулируются предложения, направленные на совершенствование правовой базы и практики деятельности главных федеральных инспекторов.

Ключевые слова: главный федеральный инспектор, аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе, государственное территориальное управление, территориальный орган федерального органа исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, муниципальное образование.

lopment of the Institute of Chief Federal Inspectors of the Apparatus of the Plenipotentiary Representative of the President of the Russian Federation in Federal Districts Gadzhiev A. We study the prospects and direction of the institute of chief federal inspector of the apparatus of plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation in the federal district in Russia today, analyze the scientific and regulatory framework of the functioning of the chief federal inspectors; formulate proposals aimed at improving the legal framework and practice of the major federal inspectors. Keywords: the chief federal inspector, apparatus of the plenipotentiary representative of the President of the Russian Federation, the public territorial administration, territorial body of federal executive authority, executive authority of the subject of the Russian Federation, municipality.

Вопрос о перспективе существования института главных федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах (далее — главные федеральные инспекторы) сравнительно недавно поднимался и анализировался на страницах периодической юридической литературы и научных изданий.

Объектом исследований в первую очередь являлись обстоятельства, обусловленные изменением в середине прошлого десятилетия российского законодательства в части модернизации порядка наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации с возложением данной функции на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению главы государства, а также расширением координационных полномочий руководителя высшего государственного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации по отношению к территориальным органам федеральных органов исполнительной власти, усилением взаимодействия последних с органами исполнительной власти субъекта России[1]. Однако в ракурсе возвращения с середины 2012 года в российскую правовую систему и практику государственного строительства института выборности глав регионов обращение к вопросу о необходимости существования и перспективах модернизации института главных федеральных инспекторов не только не утратило актуальности, но и наполнилось новым содержанием.

Многие ранее справедливо высказанные в этой области предложения и рекомендации ученых-административистов в современных условиях нуждаются в переоценке и корректировке с учетом новых политико-правовых и социально-экономических реалий развития российского государства.

Оставляя за пределами данной работы изучение проблем целесообразности происшедшего возвращения к выборности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, имеющего как сторонников, так и противников, отметим следующее. Указанный процесс, как и в недалеком прошлом, хотя и косвенно, но весьма значимо изменил правовой статус главных федеральных инспекторов, трансформировал их реальное положение в структуре управления территориальным развитием страны.

Значительно трансформировался характер взаимоотношений данных федеральных государственных служащих с региональными должностными лицами, местными органами публичной власти и управления.

Таким образом, на сегодняшний день нормативно и фактически устранены практически все ранее существовавшие и отмеченные в правовых исследованиях условия, свидетельствующие в пользу оптимизации президентских территориальных структур посредством реорганизации (ликвидации) должности главного федерального инспектора[2]. В этой связи возникает настоятельная потребность в сохранении института главных федеральных инспекторов.

Более того, заслуживает внимания идея расширения компетенции главных федеральных инспекторов, в том числе за счет перераспределения полномочий иных государственных органов и должностных лиц, как федерального, так и регионального уровня, что, несомненно, должно найти отражение в нормативном регулировании их деятельности. В целях упрочения административно-правового статуса главных федеральных инспекторов и учитывая их особое место в механизме государственного территориального управления, а равно в структуре аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах целесообразным считаем зафиксировать порядок наделения полномочиями данных федеральных государственных служащих, их задачи, функции, права, обязанности в Положении о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе (утв.

Указом Президента РФ от 13.05.2000 № 849)[3]. Настоящее регламентирование правового статуса главных федеральных инспекторов актами Администрации Президента РФ представляется недостаточным, не позволяющим определить границы их компетенции в общегосударственном масштабе[4].

При этом необходимым представляется наделение главных федеральных инспекторов на федеральном уровне следующими дополнительными полномочиями: — правом правотворческой инициативы в региональные и муниципальные органы представительной власти, а равно правом на обращение с правотворческими предложениями в региональные органы исполнительной власти, в том числе к высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации. Думается, активное участие главных федеральных инспекторов в правотворческой деятельности на местном уровне могло бы существенно оптимизировать ее, предупредив возникновение ситуаций, требующих применения мер контроля и ответственности, способствовать достижению верховенства федерального законодательства и обеспечению единства правового пространства России.

Отметим, что региональные и муниципальные правовые акты в ряде случаев уже содержат указание на такое право главных федеральных инспекторов[5]; — правом внесения в региональные и муниципальные органы представительной власти представлений в случае противоречия принятых ими правовых актов федеральному законодательству, а также предписаний в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти муниципальных образований в случае нарушения, неисполнения или ненадлежащего исполнения ими федеральных актов и вступивших в законную силу решений федеральных судов; — правом дачи не носящих определяющий характер рекомендаций главам регионов о кандидатуре для назначения на должность руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также по содержанию требований к оценке профессиональных и личностных характеристик и определению перечня оценочных инструментов кандидатов в состав резерва управленческих кадров субъекта Российской Федерации. Перспективным видится включение главных федеральных инспекторов в составы комиссий по оценке эффективности работы территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, результативности осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных федеральных полномочий; — правом внесения предложений по рационализации, совершенствованию системы и структуры органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и муниципального образования и повышению эффективности их деятельности.

При этом должна быть установлена обязанность глав региона и муниципального образования рассмотреть подобные рекомендации; — правом временного отстранения от должности главы муниципального образования до решения вопроса компетентными структурами о соответствии его занимаемой должности в случае систематического принятия им актов, противоречащих федеральному законодательству, или ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей. Важный положительный психолого-идеологический эффект будет иметь закрепление за главными федеральными инспекторами функции разъяснения основных направлений внутренней и внешней политики государства, определяемых главой государства, а также обоснования необходимости проведения в жизнь востребованных и ожидаемых обществом решений центральной власти, целесообразности реализации иных государственно значимых преобразований в той или иной сфере. Библиография 1 См., например: Черкасов К.В.

Вопросы правового статуса главного федерального инспектора и федерального инспектора аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Государственная власть и местное самоуправление. 2008. № 4. С. 1—14; Он же. К вопросу об аппарате полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе // Административное и муниципальное право.

2008. № 2. С. 53—57. 2 См. подробнее: Черкасов К.В. Государственное управление на уровне федерального округа: административно-правовое исследование: дис.

… д-ра юрид. наук. — М., 2009. С. 182—183. 3 СЗ РФ. 2000. № 20. Ст. 2112. 4 См., например: Распоряжение Администрации Президента РФ от 22.03.2005 № 384

«Об утверждении типового положения о главном федеральном инспекторе в субъекте Российской Федерации аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в федеральном округе»

// Президентский контроль.

2005. № 10. С. 3—5. 5 См., например: Устав Пензенской области от 10.09.1996 // Пензенские вести. 1996. 13 сент.

Институт главных федеральных инспекторов в субъектах РФ: место, роль и значение в государственном аппарате управления

курсовая работа Основное предназначение главных федеральных инспекторов заключается в представлении интересов и обеспечении реализации функций аппарата на территории соответствующего субъекта РФ. Как правило, главный федеральный инспектор назначаются в каждый субъект, вместе с тем при небольших размерах территорий субъектов РФ и устойчивой общественно-политической ситуации главный федеральный инспектор может отсутствовать.

В этом случае его полномочия исполняет федеральный инспектор. Указ о полномочном представителе и иные правовые акты, регламентирующие деятельность полномочных представителей, не содержат норм, подробно фиксирующих правовой статус главных федеральных инспекторов. В наиболее полном виде он нашел закрепление в утвержденных полномочными представителями Положениях о главных федеральных инспекторах аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах.[6] Главные федеральные инспекторы занимают должности в Администрации Президента РФ и в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года №79-ФЗ

«О государственной гражданской службе Российской Федерации»

(с изменениями и дополнениями от 2 февраля 2006 года).[9] Указом Президента РФ от 31 декабря 2005 года №1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» относятся соответственно к высшей и главной группе должностей категории «специалисты».[2] Назначение на должность и освобождение от должности главных федеральных инспекторов осуществляют полномочные представители по представлению начальников управлений аппаратов, в составы которых они входят.

Главные федеральные инспекторы в свою очередь вносят предложения о назначении на должность и освобождении от должности федеральных инспекторов, а также о поощрении и применении к ним мер дисциплинарного взыскания начальникам соответствующих управлений аппаратов. Главные федеральные инспекторы подотчетны полномочному представителю, однако оперативное руководство их деятельностью осуществляет его заместители, курирующие соответствующие участки работы, непосредственное же руководство — начальники управление, в составы которых они входят.

Осуществляя поставленные задачи, главные федеральные инспекторы руководствуются Конституцией России, федеральными законами, актами Президента России, распоряжениями полномочных представителей.[6] Подробный анализ задач, функций, прав, организации и обеспечения деятельности главных федеральных инспекторов позволяет утверждать, что они в основном схожи с аналогичными характеристиками правового статуса полномочных представителей, с тем лишь отличием, что осуществляются в подведомственных им субъектах РФ и ряде случаев проецируются на полномочного представителя.

Исключения составляют только полномочия, которые связаны с особенностями правового статуса полномочных представителей и реализуются ими непосредственно.[16] Кандидат юридических наук К.В.Черкасов в своей статье «О главном федеральном инспекторе…» отмечает, что правовой статус главных федеральных инспекторов напоминает правовой статус ранее действующих полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ. В связи с этим в периодической литературе встречается ошибочная точка зрения, что главные федеральные инспекторы фактически заменили собой полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ. Автор полагает, что данное мнение не имеет юридического обоснования по следующим обстоятельствам: Во-первых, Указом о полномочном представителе институт полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ преобразован в институт полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, а не в институт главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов аппаратов полномочных представителей Президента РФ в федеральном округе.

Во-вторых, сфера деятельности, порядок назначения на должность и освобождения от должности, а также подотчетность полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ, полномочных представителей Президента РФ в регионах РФ и главных федеральных инспекторов значительно различаются. В то время как главные федеральные инспекторы представляют на территории субъектов РФ аппараты полномочных представителей, полномочные представители Президента РФ в субъектах РФ, полномочные представители Президента РФ в регионах РФ представляли на территории субъектов РФ непосредственно главу государства.

В-третьих, в силу противоборства со стороны региональной политической элиты (особенно в республиках), институт полномочных представителей Президента РФ в субъектах РФ в некоторых субъектах России так и не был создан. Полномочные представители Президента в регионах РФ в ряде случаев действовали на территориях нескольких граничащих между собой субъектов РФ.

Главные федеральные инспекторы назначены в каждый субъект РФ. Они обладают определенными полномочиями только в пределах территории курируемого субъекта РФ, не вправе вмешиваться в деятельность главных федеральных инспекторов, действующих в пределах территорий сопредельных субъектов в РФ и тем более инспектировать несколько субъектов РФ.

[17] До недавнего времени вопрос о целесообразности существования института главных федеральных инспекторов в юридической литературе особо остро не стоял.

Не вызывал серьезного сомнения их назначение в обеспечении реализации полномочий Президента России в субъектах РФ, возвращении страны в конституционно-правовое пространство.[18] Однако в последнее время на федеральном уровне были приняты нормативные правовые акты, напрямую не затрагивающие, но своими предписаниями значительно изменяющие правовой статус главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов.

В частности, такими правовыми актами явились: · Федеральный закон от 11 декабря 2004 года № 159-ФЗ

«О внесении изменений в Федеральный закон « об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»

и в Федеральный закон « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации»;[7] · Федеральный закон от 19 декабря 2005 года № 202-ФЗ «О внесении изменений в статью 18 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ»[8] и в федеральный закон «О политических партиях»;[20] · Указ Президента РФ от 27 декабря 2004 года №1603 «О порядке рассмотрения кандидатур на должность высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта РФ»( с изменениями и дополнениями от 29 июня 2005 года, 11 февраля 2006 года); · Указ Президента РФ от 2 июля 2005 года № 773 «Вопросы взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти»;[1] · Постановление Правительства РФ от 5 декабря 2005 года №725 «О взаимодействии и координации деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти».[12] Анализ содержания данных нормативных правовых актов выявил необходимость детального изучения вопроса о перспективах развития института главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов.

На сегодняшний день видятся 3 варианта его решения. Первый — сохранение правового статуса главных федеральных инспекторов без изменений в прежнем виде и тогда они становятся дублирующими, параллельными структурами со слабо обозримой нормативно-правовой базы, излишне бюрократизирующими государственный аппарат управления. Второй вариант — расширение компетенции главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, придания им большего «политического веса» и фиксирование их правового статуса непосредственно в положении о полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе, что тоже вряд ли рационально.

Третий вариант — реорганизация (ликвидация) должностей главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов. Он представляется наиболее логичным и разумным по трем основным причинам.[17] Первая.

Изменение порядка и процедуры наделения полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ и предоставление этого права законодательному (представительному) органу государственной власти РФ по представлению Президента России существенно усилило президентскую и исполнительную вертикаль государственной власти в территориальном разрезе в лице руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ.

В свою очередь усилившаяся зависимость высших должностных лиц субъектов РФ от главы государства лишает целесообразности деятельность главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов в качестве неофициального инструмента «политического надзора» центральной власти за руководителями регионов. Вторая. Процедура наделения гражданина России полномочиями руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ законодательным органом государственной власти субъекта РФ по представления президента России прямо не предусматривает участие в этом процессе главных федеральных инспекторов и федеральных инспекторов.

Важность и уникальность этого процесса диктует необходимость осуществления консультативных и совещательных функций непосредственно полномочным представителем, а не делегированными для этого субъекта — сотрудниками аппарата. Подавляющее большинство полномочий главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, по-нашему мнению, полномочные представители должны и могут осуществлять непосредственно.[9] Третья. Многие полномочия главных федеральных инспекторов, федеральных инспекторов, некогда принадлежащие им монопольно, сегодня дублируют полномочия территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, высшего должностного лица субъекта РФ в силу расширения объема компетенции последнего.

В частности, в настоящее время руководитель высшего исполнительного органа государственного власти субъекта РФ наделен полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта России и территориальных органов Министерства внутренних дел РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства юстиции РФ, Федеральной службы исполнения наказаний, Федеральной регистрационной службы, федеральной службы судебных приставов, федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, руководство которыми осуществляет правительство РФ, федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных этим министерствам.

[17] В этих целях высшее должностное лицо субъекта РФ вправе проводить совещания и создавать консультативно-совещательные и (или) координационные органы с участием представителей территориальных органов указанных федеральных органов государственной власти. Кроме того, до решения вопроса о кандидате на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти федеральные министры обязаны согласовать кандидатуру с высшим должностным лицом субъекта РФ.

Таким образом, К.В.Черкасов делает вывод о необходимости скорейшей модернизации института главных федеральных инспекторов аппарата полномочного представителя президента РФ в федеральном округе.

Back to Top