glavargument.ru

Лицензирование цели и задачи

Основные вопросы по лицензированию


В соответствии с Гражданским кодексом для осуществления отдельных видов деятельности требуется специальное разрешение со стороны государства (лицензия). Основным законом, регулирующим вопрос лицензирования, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с данным законом под лицензирование подпадает около 100 видов деятельности. Кроме того, законом (пункт 2 статьи 1) определены еще 19 сфер деятельности, на которые его действие не распространяется. Лицензирование в отношении них осуществляется в особом порядке. К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.
К таким сферам деятельности относятся банковская деятельность, нотариальная, внешнеэкономическая и ряд других.

В соответствии с законом о лицензировании лицензия – это специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых требует предварительного одобрения лицензирующим органом, поскольку его осуществление может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации.

Попадание вида деятельности в перечень лицензируемых означает, что его осуществление возможно только после получение разрешения в государственных органах. В противном случае предприниматель или юридическое лицо могут быть привлечены к ответственности вплоть до уголовной.

Административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии установлена статьей 14.1 КоАП и предусматривает следующее наказание:

  1. административный штраф на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;
  2. на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
  3. на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой;

Осуществление предпринимательской деятельности без лицензии может повлечь за собой привлечение предпринимателя к уголовной ответственности за незаконное предпринимательство (статья 171 УК РФ). Ответственность предусмотрена следующая:

  1. штраф в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арест на срок от четырех до шести месяцев.

Правом получения лицензии обладают все без исключения хозяйствующие субъекты, соответствующие установленным лицензионным требованиям и условиям. В то же время законодательно установлен запрет на занятие определенными видами деятельности для индивидуальных предпринимателей, которым, естественно, не может быть выдана и лицензия на право их осуществления.

Как правило, к таким видам деятельности относятся разработка, производство и продажа продукции военного и двойного назначения, оборот наркотических средств, ядов и т.д.

В последнее время к закрытым для индивидуальных предпринимателей видам деятельности добавились производство и продажа алкогольной продукции.

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2020 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2020 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2019 года). Copyright © 2012-2019 Все права защищены. Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Пользовательское соглашение
  2. Соглашение об использовании cookie-файлов
  3. Политика конфиденциальности
  4. Статьи

Следите за новостями в нашей группе

  1. Понятия
  2. Учеба
  3. Общие вопросы

Цели, задачи и критерии лицензирования.

Стр 7 из 27 1.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. 2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.
3. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

Лицензирующие органы ФСБ России, ФСТЭК России Разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации ФСТЭК России Деятельность по технической защите конфиденциальной информации ФНС России Производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции Деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах Минпромторг России, Ространснадзор Разработка, производство, испытание и ремонт авиационной техники Рособоронзаказ Утратил силу с 1 января 2015 года. — Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489 Минпромторг России, МВД России (в ред. Постановления Правительства РФ от 28.08.2012 N 865) Разработка, производство, испытание, хранение, ремонт и утилизация гражданского и служебного оружия и основных частей огнестрельного оружия, торговля гражданским и служебным оружием и основными частями огнестрельного оружия Разработка, производство, испытание, хранение, реализация и утилизация боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применение пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489) Минпромторг России, МВД России, Рособоронзаказ Утратил силу с 1 января 2015 года.

— Постановление Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489 Минпромторг России Деятельность по хранению и уничтожению химического оружия Разработка, производство, испытание, установка, монтаж, техническое обслуживание, ремонт, утилизация и реализация вооружения и военной техники (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489) Ростехнадзор Эксплуатация взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности (в ред.

Постановления Правительства РФ от 10.06.2013 N 492) Абзац утратил силу с 1 июля 2013 года. — Постановление Правительства РФ от 10.06.2013 N 492 Производство маркшейдерских работ Деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности Деятельность, связанная с обращением взрывчатых материалов промышленного назначения (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 14.09.2012 N 925) МЧС России, Рослесхоз Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 28.04.2015 N 403 МЧС России Деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений Деятельность по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры (абзац введен Постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 N 403) Минпромторг России, Россельхознадзор Производство лекарственных средств Росздравнадзор Производство и техническое обслуживание (за исключением случая, если техническое обслуживание осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) медицинской техники Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, культивирование наркосодержащих растений в части оборота наркотических средств и психотропных веществ, осуществляемого организациями оптовой торговли лекарственными средствами и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также оборота прекурсоров и культивирования наркосодержащих растений Медицинская деятельность организаций государственной системы здравоохранения, за исключением медицинских организаций, подведомственных субъекту Российской Федерации и находящихся по состоянию на 1 января 2011 г.

в муниципальной собственности, а также медицинская деятельность организаций муниципальной и частной систем здравоохранения, предусматривающая выполнение работ (услуг) по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково») (в ред.

Постановления Правительства РФ от 16.04.2012 N 291) Роспотребнадзор Деятельность в области использования возбудителей инфекционных заболеваний человека и животных (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется в медицинских целях) и генно-инженерно-модифицированных организмов III и IV степеней потенциальной опасности, осуществляемая в замкнутых системах Деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности) Ространснадзор Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом пассажиров Деятельность по перевозкам внутренним водным транспортом, морским транспортом опасных грузов Деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров Деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом опасных грузов Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на железнодорожном транспорте Погрузочно-разгрузочная деятельность применительно к опасным грузам на внутреннем водном транспорте, в морских портах Деятельность по осуществлению буксировок морским транспортом (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) Росавиация Деятельность по перевозкам воздушным транспортом пассажиров (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) Деятельность по перевозкам воздушным транспортом грузов (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) Росприроднадзор Деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I — IV классов опасности (в ред.

Постановления Правительства РФ от 03.10.2015 N 1062) МВД России Частная охранная деятельность Частная детективная (сыскная) деятельность ФМС России Оказание услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации Роскомнадзор Оказание услуг связи Телевизионное вещание и радиовещание Деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей (за исключением случаев, если указанная деятельность самостоятельно осуществляется лицами, обладающими правами на использование данных объектов авторских и смежных прав в силу федерального закона или договора) Рособрнадзор (в ред.

Постановления Правительства РФ от 28.10.2013 N 966) Образовательная деятельность, осуществляемая организациями, осуществляющими образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования, федеральными государственными профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательные программы среднего профессионального образования в сферах обороны, производства продукции по оборонному заказу, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, российскими образовательными организациями, расположенными за пределами территории Российской Федерации, образовательными организациями, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также осуществляющими образовательную деятельность дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, представительствами Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, иностранными образовательными организациями, осуществляющими образовательную деятельность по месту нахождения филиала на территории Российской Федерации (за исключением указанной деятельности, осуществляемой частными образовательными организациями, находящимися на территории инновационного центра «Сколково») КонсультантПлюс: примечание. Указом Президента РФ от 28.12.2015 N 666 Федеральное космическое агентство упразднено.

В соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 N 215-ФЗ, Законом РФ от 20.08.1993 N 5663-1 лицензирование космической деятельности осуществляет Госкорпорация «Роскосмос». Роскосмос Космическая деятельность Росреестр Геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) Росгидромет Работы по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления Деятельность в области гидрометеорологии и в смежных с ней областях (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции объектов капитального строительства) Росздравнадзор, Россельхознадзор Фармацевтическая деятельность в части деятельности, осуществляемой организациями оптовой торговли лекарственными средствами для медицинского применения и аптеками федеральных организаций здравоохранения, а также в части деятельности, осуществляемой в сфере обращения лекарственных средств для ветеринарного применения Минкультуры России Деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации 7 

Понятие лицензирования, его цели, значение и задачи. Нпа

| | | Читайте также: Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение указанного в части 1 настоящей статьи ущерба и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием.

В ст. 3 Закона о лицензировании установлены принципы осуществления лицензирования, которые определяют возможность соискателей лицензий реализовать право на получение лицензии, а лицензиатов — осуществлять лицензируемые виды деятельности беспрепятственно.

Это следующие принципы: — обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации; — установление единого перечня лицензируемых видов деятельности; — установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации; — установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности; — гласность и открытость лицензирования; — соблюдение законности при осуществлении лицензирования.

Нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности представлено рядом законодательных и подзаконных актов, которые регламентируют порядок проведения мероприятий в рамках процедуры лицензирования. Анализируя законодательные основы данного правового института, прежде всего следует отметить, что в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) содержится положение, согласно которому отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии) (ч.

3 п. 1 ст. 49). Эта норма ГК РФ предопределена положениями Конституции РФ (ст. ст. 8, 34, ч. 3 ст. 55) и является основополагающей в системе нормативно-правового обеспечения лицензирования предпринимательской деятельности. Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения, возникающие между органами государственной власти и субъектами предпринимательской деятельности в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, является Федеральный закон от 8 августа 2001 г.

N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Закон о лицензировании) . Загрузка. При применении Закона о лицензировании следует учитывать, что его действие не распространяется на лицензирование деятельности кредитных организаций, деятельности в области связи, биржевой деятельности, страховой деятельности, за исключением пенсионного страхования, осуществляемого негосударственными пенсионными фондами, деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществления внешнеэкономических операций и др.

(п. 2 ст. 1 Закона). Такое положение неоднозначно воспринимается учеными.

В частности, предлагается

«.в одном законе изложить общие принципы и требования к процедуре лицензирования»

. В настоящий же момент унификация лицензионного законодательства проведена, но только в части установления единого перечня лицензируемых видов деятельности. Значительное место в системе источников нормативно-правового регулирования лицензирования предпринимательской деятельности отведено подзаконным нормативным правовым актам, которые принимаются на основании и во исполнение Закона о лицензировании.

Закон о лицензировании, определяя полномочия Правительства РФ при осуществлении лицензирования, предусматривает, что Правительство РФ утверждает положения о лицензировании конкретных видов деятельности, определяет федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие лицензирование конкретных видов деятельности, и устанавливает виды деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ (ст. 5). Правовой формой реализации этих полномочий Правительства РФ является форма постановлений. В частности, Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2002 г.

N 135 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее — Постановление о лицензировании) определены важнейшие вопросы, касающиеся сферы лицензирования предпринимательской деятельности.

Утвержден Перечень федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование , указано, какие виды деятельности лицензирует каждый из них; определен Перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется лицензирующими органами субъектов РФ, и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности. Далее, среди подзаконных актов следует обозначить постановления Правительства РФ, которыми утверждены положения о лицензировании конкретных видов деятельности. В этих положениях определяются: а) лицензионные требования и условия, предъявляемые к соискателям лицензий и лицензиатам; б) круг соискателей лицензии; в) срок действия лицензии; г) виды дополнительных документов, которые нужно представить соискателю лицензии (при предоставлении лицензии в общем порядке).

В отношении большинства видов деятельности, на осуществление которых требуются лицензии в соответствии с п. 1 ст. 17 Закона о лицензировании, утверждены соответствующие положения. Приведем пример. Так, Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2005 г.

N 291 утверждено Положение о лицензировании деятельности по продаже электрической энергии гражданам .

Таким образом, подзаконное нормативно-правовое регулирование лицензирования отдельных видов деятельности дополняет и развивает законодательные основы регламентации указанных отношений.

Субъекты отношений в области лицензирования отдельных видов деятельности.

Полномочия Правительства РФ в области лицензирования. Полномочия лицензирующих органов. Соискатели лицензий. Лицензиаты.

Защита прав соискателей лицензии и лицензиатов.

В научной литературе встречаются точки зрения, более широко трактующие субъектный состав правоотношений в области лицензирования, урегулированный Законом № 128-ФЗ.

Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации.

Так, высказано мнение, что в лицензионных отношениях участвуют все органы государственной власти, в частности: федеральные органы законодательной власти в лице Государственной Думы и Совета Федерации, органы законодательной (представительной) власти субъектов, Президент РФ, а также суды Российской Федерации. Представляется, что все вышеназванные органы являются субъектами лицензионных отношений опосредованно: ими принимаются общеправовые нормативные акты в сфере лицензирования, рассматриваются судебные споры по вопросам лицензирования. Однако непосредственного участия в лицензионных отношениях, на которые распространяется действие комментируемого Закона, они не принимают, поскольку названный нормативный акт четко определяет субъектов правоотношений, возникающих в связи с лицензированием отдельных видов деятельности.

Субъектами названных правоотношений наряду с исполнительными органами власти являются и юридические лица, создаваемые в форме коммерческих или некоммерческих организаций, и индивидуальные предприниматели, поскольку именно они заинтересованы в получении лицензии для успешного осуществления соответствующих видов деятельности и являются инициаторами таких правоотношений. От имени всех вышеназванных органов власти и юридических лиц действуют их должностные лица. Однако их не следует относить к субъектам лицензионных отношений, поскольку должностные лица всегда представляют тот или иной орган власти (юридического лица), реализуют его компетенцию, а права и обязанности, закрепляемые за должностным лицом, есть не что иное, как полномочия этого органа.

В рассматриваемых же отношениях принимают участие именно органы власти или юридические лица, а не их должностные лица. К полномочиям Правительства Российской Федерации в области лицензирования относятся: 1) определение федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих лицензирование конкретных видов деятельности; 2) утверждение положений о лицензировании конкретных видов деятельности и принятие нормативных правовых актов по вопросам лицензирования; 3) утверждение порядка предоставления документов по вопросам лицензирования в форме электронных документов, подписанных электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг; 4) утверждение типовой формы лицензии; 5) утверждение показателей мониторинга эффективности лицензирования, порядка проведения такого мониторинга, порядка подготовки и представления ежегодных докладов о лицензировании.

К полномочиям лицензирующих органов относятся: 1) осуществление лицензирования конкретных видов деятельности; 2) проведение мониторинга эффективности лицензирования, подготовка и представление ежегодных докладов о лицензировании; 3) утверждение форм заявлений о предоставлении лицензий, переоформлении лицензий, а также форм уведомлений, предписаний об устранении выявленных нарушений лицензионных требований, выписок из реестров лицензий и других используемых в процессе лицензирования документов; 4) предоставление заинтересованным лицам информации по вопросам лицензирования, включая размещение этой информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах лицензирующих органов с указанием адресов электронной почты, по которым пользователями этой информацией могут быть направлены запросы и получена запрашиваемая информация. Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии; Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию; Лицензиат имеет право: — на осуществление вида деятельности, на который предоставлена лицензия федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации — на всей территории Российской Федерации.

Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территориях иных субъектов Российской Федерации при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов Российской Федерации в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; — на продление срока действия лицензии по окончании его действия; — на получение заверенных лицензирующим органом копий документа, подтверждающего наличие лицензии; — на получение дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, в случае его утраты.

Дубликат или копия подтверждающего наличие лицензии документа предоставляется лицензиату за плату в размере десяти рублей; — на применение упрощенного порядка лицензирования при условии заключения лицензиатом договора страхования гражданской ответственности либо при наличии у лицензиата сертификата соответствия осуществляемого им лицензируемого вида деятельности международным стандартам; Соискатель лицензии имеет право: — на рассмотрение заявления о предоставлении лицензии на заявленный вид деятельности в установленный законом срок; — на применение упрощенного порядка лицензирования при условии заключения соискателя лицензии договора страхования гражданской ответственности; — на обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отказ лицензирующего органа в предоставлении лицензии или его бездействие. Дата добавления: 2015-07-15; просмотров: 3058 | Читайте в этой же книге: | | | | | | | | | | | следующая страница ==> | mybiblioteka.su — 2015-2020 год.

(0.012 сек.)

Виды лицензий

На практике различают следующие виды лицензий: Исключительная лицензия. Этот вид разрешительной документации направлен исключительно на управление имуществом (движимым/недвижимым либо денежными средствами).

Особенность данного вида лицензии заключается в том, что её невозможно передать третьему лицу. Она привязана к личности человека, на которого оформлена. Простая лицензия. Это разрешение привязывается не к субъекту, а к территории.

Лицо, которое использует разрешительную документацию такого рода, обладает расширенными полномочиями. Перекрёстная лицензия позволяет предоставлять патентные права. Полная лицензия. Чаще всего государство для лицензирования конкретного вида деятельности использует именно этот вид разрешения.

Полное разрешение позволяет оперировать нематериальными благами и правами (соответственно, правительство предоставляет разрешение на выполнение тех или иных действий).

Электронная лицензия – вид разрешительной документации, который выдаётся в электронном виде через интернет и не имеет бумажного дубликата. Сублицензия относится к праву интеллектуальной собственности. Патент (лицензионное соглашение в области патентов) – документ, регулирующий отношения в научно-технической сфере.

Лицензионный договор (бизнес-лицензия) – соглашение, которое составляется между двумя субъектами, не имещими отношения к государству.

Может распространяться как на материальное, так и на нематериальное право. Открытая лицензия позволяет любое (как коммерческое, так и некоммерческое) использование материальных и нематериальных благ, которые можно получить от объекта, на который распространяется разрешительная документация.

Понятие, цели, задачи и критерии лицензирования

Стр 10 из 50 лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования; 1.

Лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государства, возможность нанесения которого связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности. Осуществление лицензирования отдельных видов деятельности в иных целях не допускается.

2. Задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями (далее — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель) требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Итак, в качестве первого критерия законодатель рассматривает потенциальную возможность нанесения ущерба таким важным сферам деятельности общества и государства, как: — права, законные интересы и здоровье граждан. Конституция РФ провозгласила приоритет прав человека и гражданина, в связи с чем деятельность, которая может причинить вред основным правам человека, среди которых на первом месте находятся жизнь и здоровье граждан, в первую очередь должна находиться в сфере государственного регулирования и контроля, в т.ч.

и со стороны лицензирующих органов.

Среди видов деятельности, перечисленных в п. 1 ст. 17 Закона, как раз наибольшее количество составляют виды деятельности, которые ставят под угрозу права, законные интересы и здоровье людей: медицинская деятельность, производство лекарственных средств, перевозка пассажиров и багажа железнодорожным транспортом и др.; — оборона и безопасность государства. Данная сфера жизнедеятельности государства очень тесно связана с предыдущей, поскольку безопасность предполагает состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз (ст.

1 Закона РФ от 05.03.1992 N 2446-1 «О безопасности» (в ред.

от 26.06.2008)), а оборона включает в себя систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории (ст. 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 23.07.2008)). Совершенно естественно, что данная сфера также не менее важна для государственного регулирования, в связи с чем лицензированию подлежат такие виды деятельности, как, к примеру, космическая деятельность, производство вооружения и военной техники, деятельность по технической защите конфиденциальной информации и т.п.; — культурное наследие народов Российской Федерации.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В нашем государстве гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, именно поэтому государственная охрана объектов культурного наследия является одной из приоритетных задач органов государственной власти, в частности, лицензирование отдельных видов деятельности также является одной из мер государственной охраны объектов культурного наследия.

Так, например, лицензированию подлежит деятельность по реставрации объектов культурного наследия (подп.

41 п. 1 ст. 17 Закона). 2. Вторым критерием (признаком), позволяющим отнести тот или иной вид деятельности к лицензируемому, является невозможность регулирования этих видов деятельности другими методами, кроме как лицензированием.

Лицензирующие органы. лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование; Лицензирующие органы формируют открытые и общедоступные государственные информационные ресурсы, содержащие сведения из реестров лицензий, положения о лицензировании конкретных видов деятельности, а также технические регламенты. Лицензирующие органы осуществляют следующие полномочия: · предоставление лицензий; · переоформление документов, подтверждающих наличие лицензий; · приостановление действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий и возобновление действия лицензий; · ведение реестров лицензий, предоставление заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании; · контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий; · обращение в суд с заявлениями об аннулировании лицензий. 19. Лицензионные требования и лицензионный контроль лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования; Статья 8.

Лицензионные требования 2. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. 3. В перечень лицензионных требований с учетом особенностей осуществления лицензируемого вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) могут быть включены следующие требования: 1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности; 2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности; 3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля; 4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами; 5) иные требования, установленные федеральными законами. Исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; 2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства. Лицензионный контроль — это контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.

Проверка лицензирующим органом сведений проводится путем сопоставления таких сведений со сведениями из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей. Лицензирующий орган получает соответствующую информацию в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Целями лицензионного контроля является проверка: — полноты и достоверности сведений о соискателе лицензии, содержащихся в представленных соискателем лицензии заявлении и документах и возможности выполнения им лицензионных требований и условий, — сведений о лицензиате и соблюдения им лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемого вида деятельности. 20. Юридические санкции за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии и с нарушением лицензионных требований Вопрос юридической ответственности, применяемой к субъектам предпринимательской деятельности, действующим без лицензии или с нарушением порядка лицензирования, является весьма актуальным в теории и практике соответствующих правоотношений. Поэтому необходимо рассмотреть возможные последствия такой деятельности с точки зрения гражданского, административного и уголовного законодательства.10 : дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни.

: для животных. Схемы и конструкции. : Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой. : Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Back to Top