glavargument.ru

Можно ли венчаться если офицально разведены

Можно ли венчаться если офицально разведены

Можно ли развенчаться без согласия мужа или жены


Если второй супруг готов идти на примирение и искренне раскаивается в содеянном, христианское вероучение говорит о том, что нужно постараться его простить. Соответственно, когда согласия на развод нет, благословения на второй брак не будет. Священник обязательно попытается разобраться в семейной размолвке. Он не может благословить человека, виновного в разрушении супружеского счастья.

Кому запрещено?

Несмотря на всё милосердие и желание идти навстречу прихожанам, к некоторым моментам церковь относится бескомпромиссно.Вас не обвенчают, если:

  1. ваши отношения не зарегистрированы в загсе;
  2. вы являетесь кровными или духовными родственниками;
  3. предыдущий церковный или светский брак не расторгнут;
  4. вы подпадаете под возрастные ограничения: кому-то из супругов меньше 18 либо женщине больше 60, а мужчине – 70 (конкретно это правило допускает множество исключений, но к архиерею обратиться всё равно придётся).
  5. вы виновны в распаде предыдущего брака;
  6. имеет место душевная болезнь одного из новобрачных;
  7. у вас уже было 3 брака (внимание, считается не только церковный, но и светский, и даже незарегистрированный гражданский);
  8. один из супругов – некрещёный или относится к другой конфессии (исключения могут сделать для католиков или протестантов, но вначале необходимо поговорить с батюшкой и получить разрешение);
  9. ваши родители – православные, но не одобряют брак (если родители атеисты или принадлежат к другой конфессии – их благословение необязательно);

Если вы уверены, что ваш случай – особенный, и он найдет понимание, стоит написать письмо архиерею или попросить о личной встрече.

Исключения из некоторых правил случаются, но для этого следует доказать серьезность намерений и горячее желание освятить новый союз благодатным светом.

Повторное венчание, как и обычное, не проводится по вторникам, четвергам и субботам – делается это для того, чтобы брачная ночь не выпадала на постные дни. Также вас не обвенчают в числа Великих постов или важных церковных праздников, в том числе двунадесятых, престольных и великих.

Запрещено проводить обряд во время месячных невесты, так как в эти дни женщина в принципе не имеет права заходить под своды храма.

Совет! Уточните, подходит ли выбранная дата для венчания по церковному календарю или спросите у батюшки, который будет проводить обряд. Вообще пообщаться со священником, которому вы доверите такое важное таинство, в любом случае стоит, так же как и посмотреть храм, ведь ему предстоит стать колыбелью вашей будущей семьи, а значит, он должен вызывать исключительно положительные эмоции.

Что такое развенчание?

Такого понятия, как «развенчание» или «развенчивание» в принципе нет.

Есть благословение на повторный брак. Часто люди приходят в церковь именно с просьбой развенчать их.

Священнослужители объясняют: если люди решили прекратить свою семейную жизнь их официальный развод, совершенный в ЗАГСе, можно сказать, автоматически является развенчанием. Если люди не живут вместе и это официально оформлено, значит, факт венчания на них дополнительных обязанностей не налагает.

Они сами разрушили свой брак и больше не муж и жена ни перед людьми, ни перед Богом. При желании венчаться во второй раз, необходимо: зарегистрировать брак в ЗАГСе и прийти в тот храм, который обычно посещают, и обратиться к священнику.

Если ситуация не является какой-то неоднозначной, то сам церковнослужитель может принять решение о возможности их венчания. Это бывает в случаях, если нет разногласий между супругами, если пришла невиновная сторона, если все вопросы и проблемы с предыдущим браком решены.

Если же приходской священник не может решить этот вопрос, тогда его решают в Епархиальном управлении. В Оренбурге оно находится на Советской, 43. Там всегда есть дежурный священник. Ежедневно с 10.00 до 12.00 он занимается подобными вопросами. Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового.

Нужно прийти вдвоем, взять с собой документы о расторжении прошлого брака и заключении нового. В ходе анализа этих документов и в ходе беседы выясняется возможность или невозможность заключения повторного церковного брака. Недавно был принят общецерковный документ о венчании, где указывается, что допускается максимум 3 церковных брака.

При этом учитываются и те браки, которые не были освещены таинством венчания.

Можно ли венчаться второй раз с другим человеком католиков

Примерно около половины супружеских пар, зарегистрированных на территории России, в итоге распадается через некоторое время после начала брачных официальных отношений. Пары идут в ЗАГС, разводятся, и, в большинстве случаев на этом они и останавливаются.

Они соблюдают все действующие на данный момент условия для развода, ведь именно такого развода –государственного, будет достаточно для того, чтобы закончить официальные отношения. Однако мало кто думает о том, что нужно не просто развестись: если было венчание, необходимо помнить об этом и знать, как правильно разводиться. Все дело в том, что для верующих граждан, которые венчались, развод не заканчивается в ЗАГСе в полной мере.

Они все также будут состоять в браке, но уже перед Богом, и будет это до того момента, пока они не развенчаются. У многие возникает вопрос: как правильно и вообще можно ли супружеской паре развестись, если было венчание Для того, чтобы официально развестись не просто как гражданам, но также как и гражданам, которые венчались и свидетельствовали свои отношения перед Богом, необходимо для начала оформить официальный развод в органах ЗАГСа.

После этого необходимо обратиться с соответствующей просьбой в церковь для того, чтобы там провели процедуру развенчания.

Рекомендуется произвести данную процедуру во время прихода, и будет правильно, если на приход придут оба супруга. Необходимо написать соответствующее прошение о развенчании, и направить это прошение на имя архиерея епархиального. Следует отметить, что это заявление может подавать даже один супруг.

Крайне важно правильно составить документы, и здесь пригодится юридическая консультация по разводам.

В прошении необходимо указать подробно и правдиво все причины, согласно которым развод был неизбежен. Брак будет аннулирован, если сам церковнослужитель посчитает причины для его прекращения уважительными.

Помимо прошения, супругам также необходимо взять с собой некоторые документы в церковь:

  • Документы, которые подтвердят официальное, то есть юридическое расторжение отношений брака между супругами;
  • Документы, удостоверяющие личности заявителей;
  • Свидетельство супругов о венчании;
  • В тех случаях, если главное основание развода – это болезнь супруга или же его длительное тюремное заключение, необходимо приложить и эти документы в качестве доказательств. Это могут быть документы медицинского осмотра ил освидетельствования, а также документы из материалов уголовного дела по отношению к одному из супругов.

Следует отметить, что если развенчание происходит по вине одного человека, церковь позволяет ему венчаться еще раз, хоть и делает это очень неохотно. Поэтому рекомендуется не доводить дела до развенчания или же обратиться к помощи квалифицированного юриста для правильно ведения бракоразводного дела.

Звоните 8-800-777-32-63. Юристы по семейным вопросам, и адвокаты, кто зарегистрирован на Российском Юридическом Портале, постараются Вам помочь с практической точки зрения в сложившемся вопросе и проконсультируют Вас по всем интересующим вопросам. К сожалению, количество разводов в России продолжает возрастать год от года.

Можно предположить, что основной их причиной является экономическая нестабильность, о которую разбиваются многие браки, не в силах выдержать физическую и психическую нагрузку при совмещении работы и быта. Еще одна из проблем носит социальный характер, и выражается в низком моральном и духовном уровне развития юного поколения вследствие неправильного нравственного воспитания, идущего во многом от СМИ.

Как бы ни было, но в жизни случаются самые разнообразные ситуации, ведущие к расторжению брака, построенного порой на самых искренних и, казалось, прочных чувствах, скрепленных таинством венчания. Для истинно верующего человека разрушение семейных уз, упроченных церковными обрядами, является двойной трагедией.

Ведь это означает, что клятвы, данные перед Богом на обет верности человеку для получения небесного благословления на совместную жизнь, нарушаются.

Особенно, если человек вновь решил связать себя узами брака.

Венчание во второй раз. Возможно ли оно? В православной церкви существует чин о второбрачных, позволяющий сочетаться браком паре, в которой каждый брачующийся однажды уже стоял у алтаря. Это особый способ венчания, который производится только с позволения архиерея.

При этом в процесс венчания добавляются две покаянные молитвы.

Таинство венчания Если один из супругов при этом венчается впервые, пару сочетают обычным чином, что опять-таки производится с разрешения и благословения Московской Епархии. Брачующемуся вторично, обязательно предварительно следует пройти таинство покаяния в совершении одной из самых серьезных ошибок, которую делает человек, неудачно соединяя свою жизнь с другим человеком.

Не стоит забывать, что церковь относится к разводам крайне неодобрительно и, даже при подаче прошения о снятии прежнего благословения в Епархию, не факт, что оно будет удовлетворено. Однако, во избежание еще больших грехов, Церковь иногда идет на встречу верующим, допуская развод из снисхождения к человеческим слабостям. Венчание во второй раз возможно, если снято благословение на предыдущий брак.

Итак, речь идет о снятии прежнего благословения на брак с целью получения разрешения на повторное совершение таинства венчания.

В соответствии с церковными канонами существует несколько условий, которые позволят надеяться, что прошение на снятие благословения будет удовлетворено Московской Епархией. К ним относится:

  1. Смена вероисповедания
  2. Подтвержденный медиками факт алкоголизма или наркомании одного из супругов
  3. Рукоприкладство по отношению к членам семьи
  4. Невозможность иметь потомство
  5. Смерть одного из супругов
  6. Измена одного из супругов, либо вступление в новый брак
  7. Отбывание наказания в местах лишения свободы
  8. Незаконное заключение брака (например, сокрытие фактов психического или физического нездоровья одного из супругов).
  9. Уход из семьи
  10. Один из супругов длительное время считается без вести пропавшим
  11. Прерывание беременности без согласия супруга

Прошение направляется в Московскую Епархию, которая находится при Новодевичьем Монастыре (м. Спортивная). К нему прилагается свидетельство о разводе и свидетельство о вступлении в новый брак.

Если вопрос решается положительно, выдается справка, позволяющая священнику совершить таинство браковенчания во второй раз. Невозможно заранее предугадать, что может произойти в жизни. Но, так или иначе, не следует забывать о том, что венчание — не просто красивый обряд, который является одним из элементов свадьбы.

Венчание — серьезный и продуманный шаг, скрепляющий семейные узы небесным покровительством и обязывающий новобрачных держать клятвы верности друг другу всю жизнь. Подборка статей по теме Свадебные традиции и обряды {amp}gt; Можно ли повторно венчаться в церкви второй раз с другим человеком? Второе. Можно ли примирить с ней Что происходит с человеком за нехристианами стоит еще раз.

Приблизительно сколько раз в четырех Можно ли было брать Что делает с человеком. венчаться уже с другим человеком, нужно ли с ближним. Можно ли только. Можно ли втором браке с другим человеком, с которым раз можно венчаться. Господи, благослови! Уважаемый Роман Леонидович, Вы совершенно справедливо написали слово «таинства» в кавычка по отношению к еретическим конфессиям.
Господи, благослови! Уважаемый Роман Леонидович, Вы совершенно справедливо написали слово «таинства» в кавычка по отношению к еретическим конфессиям. Дело в том, что Таинство по своей природе может быть спасительным только внутри Церкви.

Да и Таинством как таковым благодатным действием может существовать только в границах Церкви. И «Дух дышит идеже хощет» не за пределами Божественного замысла о спасении.

Иначе и Церковь не надо было образовывать! И утверждать, что всё что в ней будет связано, то и на Небе свяжеться, а что будет разрешено, то и на Небе разрешится. Небо проэцируется на Церквовь, а Церковь достигает Неба.

Отношения с Римско-Католической Церковью Диалог с Римско-Католической Церковью строился и должен строиться в будущем с учетом того основополагающего факта, что она является Церковью, в которой сохраняется апостольское преемство рукоположений.

В то же время, представляется необходимым принимать во внимание характер развития вероучительных основ и этоса РКЦ, нередко шедшего вразрез с Преданием и духовным опытом Древней Церкви.

Основные принципы отношения Русской Правосл.

Церкви к инославию. Мы не можем не признавать таинства Римской Церкви, как и Дохалкидонских Церквей в силу их Апостольской традиции. Но спасительными они становятся только по отношению к тем, кто покаялся в ереси и принял истинное учение, которое подаётся в Православной Церкви.

Таковых Церковь признаёт своими без обряда Крещения, а священнослужителей без ритуала Рукоположения, супругов признают как вступивших в законный брак, благословенный Церковью.

Тоесть Покаяние возвращает таинствам неправославных конфессий утраченные спасительные функции.

Всё время боялся, что Патриарх сделает нечто чрезвычайно смелое, откровенное, что характерно его натуре. Внимательно вчитывался во все его слова и проповеди. Что касается политической подоплёки, то тут была мантра СМИ совместно с раскольниками ещё до Архипастырского посещения своей Церкви Патриархом.

И что остаётся им теперь делать как не заявить: «мы же говорили- политика! А если вы не увидели, что это всё было политикой, то вы слепы! И вас заморочила ФСБэшная пропаганда!

Не говорить Патриарху о верности Церкви и Вере, о единстве под эгидой Русской Православной Церкви, это всё равно что папе Римскому начать утверждать, что теперь папа не глава Римской Церкви! Почему же папа на весь мир имеет право заявить а он глава государства! А Святейший Патриарх клеймится политиком, потому что он благодарит всех, кто сохранил верность Православию через свою верность Русской Православной Церкви?!

Узкополитический заказ особенно хорошо заметен в коментах и форумах, где противниками визита Святейшего выступали практически одни и теже особи, меняющие НИК.

Венчание. Часть 2. Кому нельзя венчаться?

Христианский брак — это возможность духовного единения супругов, продолжаемого в вечности, ибо «любовь никогда не престает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится». Зачем верующие венчаются? Ответы на самые распространенные вопросы о таинстве венчания — в статье священника Дионисия Свечникова. Продолжение. Смотрите Часть 1.

– Существуют ли какие-либо препятствия для совершения Таинства венчания?

Препятствия, конечно же, существуют. Вопрос, сразу скажу, довольно обширный и вместе с тем очень интересный. Правда, задают его обычно несколько иным образом: «Кто может (не может) быть допущен до венчания?» .

Еще чаще описывают конкретную ситуацию и спрашивают, есть ли возможность для вступления в брак. Тем не менее, суть от этого не меняется.

Поэтому расскажу обо всем по порядку.

Здесь мне придется максимально приближенно цитировать церковное право, чтобы у читателя не возникало разночтений. Согласно церковному брачному праву существуют абсолютные и условные препятствия к браку. Абсолютными считаются те препятствия к браку, которые одновременно являются расторгающими его.

Условными же препятствиями к браку являются пре­пятствия, запрещающие брак между определенными лицами в силу родственных или духовных их связей. Итак, абсолютными препятствиями к заключению церковного брака следует считать следующие: 1.

Лицо, состоящее в браке, не может вступить в новый, ибо христианский брак — безусловно моногамный, т.е. единобрачный. Это правило распространяется не только на венчанные браки, но и на зарегистрированные государством.

Здесь было бы уместным озвучить позицию Церкви по отношению к гражданскому браку.

Церковь с уважением относится к гражданскому браку, т.е. заключенному в ЗАГСе, не считая его незаконным. Приведу цитату из Основ Социальной Концепции Русской Православной Церкви: «Освящая супружеские союзы молитвой и благословением, Церковь тем не менее признавала действительность брака, заключенного в гражданском порядке, в тех случаях, когда церковный брак был невозможен, и не подвергала супругов каноническим прещениям.

Такой же практики придерживается в настоящее время Русская Православная Церковь… Священный Синод Русской Православной Церкви 28 декабря 1998 года с сожалением отметил, что

«некоторые духовники объявляют незаконным гражданский брак или требуют расторжения брака между супругами, прожившими много лет вместе, но в силу тех или иных обстоятельств не совершившими венчание в храме… Некоторые пастыри-духовники не допускают к причастию лиц, живущих в «невенчанном»

браке, отождествляя таковой брак с блудом». В принятом Синодом определении указано:

«Настаивая на необходимости церковного брака, напомнить пастырям о том, что Православная Церковь с уважением относится к гражданскому браку»

.

Однако не стоит понимать подобное отношение Церкви к гражданскому браку как благословение православным супругам не вступать в брак церковный, довольствуясь лишь гражданской регистрацией. Церковь настаивает на необходимости освящения брака христианских супругов в Таинстве венчания. Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности.

Только в Таинстве брака может быть достигнуто духовное единение супругов в вере, продолжаемое в вечности.

Только в Таинстве брака союз мужчины и женщины становятся образом Церкви. Только в Таинстве брака супругам преподается Божия благодать для решения конкретной задачи – стать именно христианской семьей, островком мира и любви, где царствует Господь Иисус Христос.

Гражданский же брак в этом отношении является ущербным. Стоит озвучить и позицию Церкви к так называемому «гражданскому браку», который вообще нельзя назвать браком. С точки зрения Церкви «гражданский брак», не зарегистрированный государством, является блудным сожительством.

Причем и с позиции гражданских законов это сожительство также не названо браком.

Подобные отношения не брачные, не христианские, поэтому Церковь не может освятить их.

Над людьми, живущими в «гражданском браке» не может быть совершено Таинство венчания. 2. Церковь возбраняет вступать в брак духовным лицам, т.е. принявшим священный сан (6-ое правило Трулльского собора).Заключение брака возможно только до рукоположения, т.е.

до посвящения в священный сан. У священника может быть только одна супруга, если это женатый священник. Ну а у монаха жены и вовсе быть не может в силу данных им обетов.

Поэтому этому правилу грозит лишением священного сана.

3. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18 и 19-му правилам святого Василия Вели­кого, монахам и монахиням запрещается вступать в брак после принесения ими обетов. 4. В соответствии с церковным законом, вдовство по­сле третьего брака считается абсолютным препятствием к новому браку.

Иначе это правило можно сформулировать таким образом:

«Возбраняется вступление в четвертый церковный брак»

. Церковь также не может одобрять и благословлять супружеские союзы, которые заключаются хотя и в соответствии с действующим гражданским законодательством, но с нарушением канонических предписаний. Т.е. не может быть совершено Таинство венчания над теми, кто хочет вступить пусть и в первый церковный, но уже в четвертый гражданский брак.

Однако это не стоит понимать, что Церковь одобрительно смотрит на второбрачие или троебрачие.

Церковь не одобряет ни одного, ни другого, а настаивает на пожизненной верности друг другу, основываясь на словах Спасителя:

«Что Бог сочетал, того человек да не разлучает… Кто разведется с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует»

(Мф. 19. 6, 9). Церковь видит во втором браке предосудительную уступку чувственности, однако, допускает его, ибо, по слову апостола Павла, «жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1 Кор.

7, 39-40). А на третий брак взирает как на при­нимаемое послабление, на лучшее, чем открытый блуд, основываясь на 50-м правиле святого Василия Великого: «на троебрачие нет закона; по­сему третий брак не составляется по закону. На таковые дела взи­раем как на нечистоты в Церкви, но всенародному осуждению оных не подвергаем, как лучшие нежели распутное любодеяние». 5. Препятствием к вступлению в брак является винов­ность в расторжении предыдущего брака.

Виновный в прелюбоде­янии, из-за которого расторгнут первый брак, не может вступать в новый брак. Это положение вытекает из евангельского нравст­венного учения и практики Древней Церкви.

Данная норма отра­жена и в церковном законодательстве («Номоканон» 11, 1, 13, 5; «Кормчая», гл. 48; «Прохирон», гл. 49. Эта же норма повторена в 253-й статье устава Духовных Консисторий). Однако не только прелюбодеяние может послужить причиной для распадения брака.

В таком случае, согласно

«Основам Социальной Концепции Русской Православной Церкви»

, лицам, первый брак которых распался и был расторгнут по их вине, вступление во второй брак дозволяется лишь при условии покаяния и выполнения епитимии, наложенной в соответствии с каноническими правилами. 6. Препятствием к браку является также физическая и духовная неспособность к нему (идиотизм, душевная болезнь, ли­шающая человека, возможности свободно проявлять свою волю).

Однако, физическую неспо­собность к брачному сожитию не следует смешивать с неспособно­стью к деторождению, которая не является препятствием к браку и не может служить причиной для развода.

Нет в действующих церковных правилах и запрета на венчание глухонемых и слепых. Церковные законы также не запрещают венчать лиц, если они больны и сами желают вступить в брак. Но венчание таковых должно быть совершено в храме. 7. Для вступления в брак существуют определенные воз­растные границы. Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г .
Указом Святейшего Синода от 19 июля 1830 г .

запрещено было венчать, если жениху нет 18 лет, а невесте 16. На данный момент нижним возрастным пределом для совершения Таинства венчания стоит считать наступление гражданского совершеннолетия, когда возможно заключение брака в ЗАГСе. В церковном брачном праве установлен и высший предел для вступления в брак.

Святитель Василий Великий указывает такой предел для женщин — 60 лет, для мужчин — 70 лет (правила 24-е и 88-е). 8. Препятствием к браку является и отсутствие согласия на него со стороны родителей жениха или невесты.

Этот вид препятствия стоит рассматривать только в том случае, если родители будущих супругов являются православными христианами. Дети православных родителей не могут вступать в брак своевольно, без согласия родителей. Этим предусматрива­ется серьезное и рассудительное отношение к браку, ибо родители, имея большой жизненный опыт и полученный от Бога дар ответ­ственности за детей, стоят на страже их благополучия.

Браки не должны совершаться по одному только произволу брачующихся, по легкомыслию молодости и неразумному увлечению, в силу которых зачастую в их семейную да и общественную жизнь входят челове­ческие и моральные беспорядки. Однако в современном обществе многие люди стоят далеко от Бога и даже будучи крещенными в детстве, ведут явный богоборческий образ жизни, как это было, к примеру, в СССР.

В связи с этим, во многих случаях искренне верующим детям этих людей совершенно невозможно заручиться благословением родителей на освящение брака в Церкви.

Более того, родители не только противостоят желанию детей венчаться, но и всячески препятствуют любым походам детей в храм. Это порой приводит к венчанию втайне от родителей. Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей.
Думается, что в подобных случаях, когда получение благословения родителей в силу указанных мной причин невозможно, стоит просить благословения епископа на заключение церковного брака без разрешения родителей.

Безбожие родителей не должно мешать искреннему желанию верующих детей освятить свой брак в Церкви.

Епископ вправе благословить брак не только в том случае, если родители брачующихся неверующие и противостоят церковному браку детей. Если родители не соглашаются на брак детей по незаконным причинам, то после дознания и тщетных попыток увещевания родителей, епископ вправе дать благословение на совершение Таинства венчания. Русские законы издревле ограждали детей от произвола родителей в вопросах о браке.

По Уставу Ярослава Мудрого, родители, винов­ные в принуждении детей к браку или в насильственном удержа­нии от брака, подвергались суду. В основе родительского благословения лежит уважение ими свободного согласия на вступление в брак со стороны жениха и не­весты. И даже гражданские законы запрещают родителям и опекунам принуждать детей, вверенных их попечению, к вступлению в брак против их желания.

Поэтому в «Книге о должностях пресвитеров приходских» (§123) говорится о том, что священник, видя слезы или нечто иное, указывающее на недобровольное вступление в брак, должен остановить браковенчание и выяснить ситуацию.

В своде законов есть положение, согласно которому брак, заключен­ный с применением насилия над одним из брачующихся, следует считать незаконным и подлежащим расторжению.

Все вышеуказанное относится к тем, кто только собирается вступить в брак.

Однако, порой приходится венчать супругов, уже проживших в зарегистрированном браке какое-либо время, порой десятки лет. Очевидно, что испрашивать благословение на брак этим людям уже не требуется.

Ибо оно уже давно получено, еще при заключении гражданского брака.

Этим списком ограничиваются абсолютные препятствия к браку. Теперь имеет смысл рассказать об условных препятствиях.

1. Отсутствие близкого кровного родства между женихом и невестой — необходимое условие при вступлении в брак. Это правило относится не только к законным, но к внебрачным детям.

Близость кровного родства измеряется степеня­ми, а степени устанавливаются по числу рождений: между отцом и сыном, между матерью и сыном — одна степень кровного родст­ва, между дедом и внуком — две степени, между дядей и племян­ником — три. Ряд степеней, следующих одна за другой, составля­ют родственную линию. Родственные линии бывают прямыми и бо­ковыми.

Прямая линия считается восходящей, когда идет от дан­ного лица к его предкам, и нисходящей, когда идет от предков к потомкам. Две прямые линии, происходящие от одного родоначаль­ника, связаны боковыми линиями (например, племянник и дядя; двоюродные и троюродные братья).

Для определения степени кровного родства следует установить число рождений, связывающих двух лиц: троюродных братьев и се­стер связывает родство в 6-й степени, троюродного дядю с племян­ницей — родство в 7-й степени.

Закон Мо­исея запрещал браки до 3-й степени кровного бокового родства (Лев. 18, 7—17, 20). В Христианской Церкви браки между лицами, связанными кровным родством по прямой линии, строго запрещались. 19-е Апо­стольское правило гласит:

«Имевший в супружестве двух сестер или племянницу не может быть в клире»

.

Значит, брак между ли­цами, находящимися в 3-й степени бокового родства, рассматри­вался в Древней Церкви как недозволительный.

Отцы Трулльского Собора постановили расторгать браки между двоюродным братом и сестрой (прав. 54). В «Эклоге» императоров Льва Исаврянина и Константина Копронима содержится также запрещение браков между троюродным братом и сестрой, т.е. находящимися в 6-й сте­пени бокового родства.

Константинопольский Собор 1168 г ., состо­явшийся при Патриархе Луке Хрисоверге, повелел безусловно рас­торгать браки между лицами, состоявшими в 7-й степени бокового кровного родства. В России эти позднейшие греческие нормы хотя и признавались законными, но не соблюдались буквально.

19 января 1810 г . Свя­тейший Синод издает указ, согласно которому безусловно запреща­лись и подлежали расторжению браки, заключенные между лица­ми, состоящими в 4-й степени бокового кровного родства.

Браки между родственниками в 5-й и 7-й степенях не только не растор­гались, но даже могли быть заключены по разрешению епархиаль­ного архиерея. 2. Помимо отношений кровного родства, препятствием к браку служат отношения свойства.

Они возникают из сближения двух родов через брак их членов. Свойство приравнивается к кров­ному родству, ибо муж и жена — одна плоть. Свойственниками яв­ляются: тесть и зять, свекровь и невестка, отчим и падчерица, шу­рин и зять.

Для определения степени свойства складываются обе родственные линии, а между мужем и женой, связывающими их, степени не существует.

Таким образом, теща и зять состоят в 1-й степени свойства, невестка и деверь — во 2-й, племянник мужа и племянница жены — в шестой степени свойства; двоюродный брат жены и тетка мужа — в 7-й степени. Такое свойство называется двухродным.

Но церковное право знает и трехродное свойство, т.е. когда через два брака соединяются три рода.

Например, между конкретным лицом мужского пола и женою его шурина вторая сте­пень трехродного свойства; между этим лицом и второй женой его тестя (не матерью его жены) — 1-я степень трехродного свойства.

Трулльский Собор запретил браки не только между лицами, со­стоящими в 4-й степени родства, но и в 4-й степени бокового свой­ства (прав.

54). В соответствии с этим правилом, Указом Святейшего Синода Русской Православной Церкви от 19 января 1810 г .

безусловный запрет браков между двухродными свойственниками распростра­нился лишь до 4-й степени. Кроме этого, указами Святейшего Синода от 21 апреля 1841 г .

и от 28 марта 1859 г . строго запрещены браки между лицами, состоящими в 1-й степени трехрод­ного свойства, а относительно последующих степеней (вплоть до чет­вертой) предусмотрено, что епархиальные архиереи могут разрешать такие браки «по уважительным причинам. 3. Препятствием к браку является также и наличие ду­ховного родства.

Духовное родство возникает вследствие восприя­тия новокрещенного от купели Крещения. Степени духовного родства исчисляются таким образом, что между восприемником и воспринятым первая степень духовного родства, а между восприемником и родителями воспринятого – вторая степень. 53 правило Трулльского собора запрещает брак между восприемниками (крестными) и родителями воспринятых (крещаемых).

Указом от 19 января 1810 года Святейший Синод Русской Православной Церкви, согласуясь с этим правилом, ограничил браки духовного родства только двумя степенями, то есть, возбранил браки между восприемниками, воспринятыми и их родителями.

Достаточно часто задают вопрос о возможности брака между восприемниками, т.е. между крестным и крестной. Этот вопрос достаточно сложный и ответить на него однозначно невозможно. Я постараюсь высказать свое мнение по этому вопросу.

Строго канонических правил, регулирующих этот вопрос нет. Вышеуказанное правило 6-го Вселенского собора не отвечает на поставленный вопрос, ибо говорит только об одном восприемнике. Ведь два восприемника – это более поздняя традиция.

Именно традиция, а не каноническое предписание. Поэтому в источниках древней Церкви мы не находим ответа на данный вопрос.

В древней Церкви, как правило, практиковалось наличие восприемника того же пола, что и крещаемый. Однако, это правило не было безусловным.

Достаточно обратить внимание на указ императора Юстиниана, запрещающего брак восприемника с воспринятой: «ничто не может в такой мере возбуждать отеческой любви и установлять столь правомерного препятствия к браку, как этот союз, через который, при Божием посредничестве, соединяются их (т.е.

восприемника и воспринятой) души». Видно, что восприемник может быть и иного пола, чем крещаемый. Об одном восприемнике указано и в Требнике, содержащим чинопоследование крещения.

По сути, второй восприемник становится пусть и традиционным, но не обязательным.

Указание Требника об одном восприемнике легло в основу указа Святейшего Синода от 1810 года:

«восприемник же и восприемница (кум и кума) неста в родстве себе; понеже при крещении святом едино есть лице необходимо и действительно: мужеское для крещаемых мужеска пола, и женское для крещаемых женска пола»

.

Причем, в своем указе Синод уже строго конкретизирует пол крещаемого и крестного, предписывая мужчине быть восприемником у мужчины (мальчика), а женщине – у женщины (девочки). Позднее, видимо в силу непрекращающихся споров об этом вопросе, Святейший Синод повторяет свой указ, но делает добавку о том, что такие браки допустимы лишь с благословения епархиального архиерея (епископа):

«Восприемник и восприемница (крестные отец и мать одного и того же дитяти) могут вступать в брак… только нужно предварительно испрашивать разрешения епархиального начальства (архиерея)»

.

Известно, что святитель Филарет Московский, первенствующий член Святейшего Синода, и современник вышеуказанных указов, ныне прославленный нашей Церковью, в своей практике запрещал браки между собой восприемников одного ребёнка. Причем ссылался он на практику Русской Церкви, издавна сложившейся, а также на мнение святоотеческих канонов.

Более того, митрополит Филарет не отвергал двух восприемников при крещении, ссылаясь на 53 правило Трулльского собора:

«Два восприемника при крещении почему «противны правилам церковным»

? При младенце или возрастном лице женского пола крещаемом должно быть восприемнице.

Но посмотрите в 53 правило Вселенского шестого собора: в нём вы увидите при младенце женского пола и восприемника. Следовательно, правило допускает двух, хотя довольно и одного. Греки употребляют одного восприемника, чтобы избежать духовного родства, которое после может препятствовать браку: пусть делают тоже и наши; никто им не препятствует, а запретить другого восприемника было бы противно 53 правилу Шестого Вселенского Собора».

Почему тогда примечание Требника, как видим Синод ставит выше традиции и святоотеческих канонов? Проф. Павлов так объясняет ситуацию: «В позднейшем гражданском законодательстве значительно сокращено было число принятых Церковью препятствий к браку, в особенности тех, которые выводились в кормчей книге из понятия о различных видах родства. То же самое законодательство уже в 18 столетии начинает устанавливать новые нормы и по бракоразводному праву, сокращая число поводов к расторжению брака».

В таком случае, учитывая спорность указов Святейшего Синода, и предполагая, что тот период русской церковной жизни был в некотором смысле переломным и обильным на нововведения, то имеет смысл обратиться к более поздним источникам уже установившейся традиции. Можно сказать, что официальное мнение Русской Православной Церкви выражено в «Настольной книге священнослужителя», где говорится, что «Вообще супруги не могут быть восприемниками при крещении одного младенца, но при этом мужу и жене разрешается быть восприемниками разных детей одних и тех же родителей, но разновременно» («Настольная книга священнослужителя», М., 1983г., т.

4, с. 234-235). Для сравнения можно также предложить тот факт, что в Румынской Православной Церкви браки между восприемниками запрещены. Есть и решение Второго Предсоборного Всеправославного Совещания 1983 года, также отражающего суть этого непростого вопроса: «В наше время в РПЦ редко кто знает, что, согласно древней церковной традиции, второго восприемника или восприемницы при крещении не должно быть. Однако уже на протяжении многих веков у нас существует обычай иметь при Крещении двух восприемников: мужского и женского пола, то есть крестного отца и крестную мать.

Брак крестника с необязательной крестной матерью, так же как и брак крестницы с необязательным крестным отцом, может смущать верующих. По этой причине в РПЦ вышеупомянутые браки являются нежелательными» (О решениях Второго Предсоборного Всеправославного Совещания.

ЖМП, 1983г, №10). Думается, на основании всего вышеизложенного, было бы вполне логичным прислушаться к более позднему церковному мнению и не искушать народ браками между восприемниками, тем более, что даже последний указ Святейшего Синода предписывает решать данный вопрос только епископу.

4. Препятствие к браку возникает также из отношений так называемого гражданского родства — усыновления.

Совершенно очевидно, что, как отмечал проф. Павлов

«уже простое нравственное чувство запрещает усыно­вителю вступать в брак с усыновленной дочерью или усыновленно­му сыну с матерью и дочерью усыновителя»

.

5. Взаимное согласие вступающих в брак является непре­менным условием законности и действительности брака. Это отражено в чино­последовании венчания, куда внесены вопросы о том, вступают ли жених и невеста в брак свободно и непринужденно. Поэтому бра­ки, заключенные по принуждению, признаются недействительны­ми.

Причем препятствием к браку считается не только физическое, но и нравственное принуждение, например, угрозы, шантаж и т.д.

6. Важное условие для признания действительности церковного бра­ка — единство религии.

Общность веры супругов, являющихся членами тела Христова, составляет важнейшее условие подлинно христианского и церковного брака.

Только единая в вере семья может стать «домашней Церковью» (Рим. 16, 5; Флм. 1, 2), в которой муж и жена совместно с детьми возрастают в духовном совершенствовании и познании Бога.

Отсутствие единомыслия представляет серьезную угрозу целостности супружеского союза. Именно поэтому Церковь считает своим долгом призывать верующих вступать в брак «только в Господе» (1 Кор.

7, 39), то есть с теми, кто разделяет их христианские убеждения. Однако, порой приходится видеть гражданские браки, заключенные между православными христианами и нехристианами.

Причем приход к сознательной вере православного христианина (крещенного, например, в детстве) зачастую происходит уже после заключения брака. Вот и вопрошают эти люди о том, законен ли их брак с точки зрения Церкви.

Ответ на их вопрос озвучен еще ап. Павлом:

«…если какой брат имеет жену неверую­щую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его; ибо неверующий муж освящается женою (верующею), и жена неверующая освящается мужем (верующим)…»

(1 Кор.

7, 12-14). На этот текст Священного Писания ссылались и отцы Трулльского собора, признавшие действительным союз между лицами, которые,

«будучи еще в неверии и не быв причтены к стаду православных, сочетались между собою законным браком»

, если впоследствии один из супругов обратился к вере (правило 72).

На эти же слова ап. Павла ссылается и Священный Синод Русской Православной Церкви, выражая уважительное отношение Церкви к гражданскому браку.

Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в «Основах Социальной Концепции» утвердил данное правило: «В соответствии с древними каноническими предписаниями, Церковь и сегодня не освящает венчанием браки, заключенные между православными и нехристианами, одновременно признавая таковые в качестве законных и не считая пребывающих в них находящимися в блудном сожительстве». Этими словами вполне четко очерчена позиция Церкви к бракам между православными и нехристианами. Подводя итог в вопросе о браке между православными и нехристианами стоит еще раз напомнить о том, что такой брак не может быть освящен в Церкви и поэтому лишен благодатной силы, получаемой в Таинстве венчания.

Таинство венчания может быть совершено только над христианами – членами Церкви.

В равной степени все вышесказанное может быть отнесено и к тем бракам, в которых православному супругу приходится жить в законном гражданском браке с атеистом (пусть даже крещенным в детстве).

И в этом случае брак не может быть освящен в Церкви.

И даже, если богоборчески настроенный супруг, крещенный в детстве, идя на уступку верующему супругу или родителям (в таком случае и оба супруга могут быть неверующими), соглашается «просто постоять на венчании», то браковенчание не может быть совершено. Исходя из соображений пастырской икономии, Русская Православная Церковь, как в прошлом, так и сегодня находит возможным совершение браков православных христиан с католиками, членами Древних Восточных Церквей и протестантами, исповедующими веру в Триединого Бога, при условии благословения брака в Православной Церкви и воспитания детей в православной вере. Такой же практики на протяжении последних столетий придерживаются в большинстве Православных Церквей.

Примером смешанных браков являлись многие династические бракосочетания, при совершении которых переход неправославной стороны в Православие не был обязательным (за исключением брака наследника Российского престола).

Так, преподобномученица великая княгиня Елисавета вступила в брак с великим князем Сергием Александровичем, оставаясь членом Евангелическо-Лютеранской Церкви, и лишь позднее, по собственному волеизъявлению, приняла Православие. Таким образом, возможно благословение в Церкви брака православных с инославными христианами. Но благословение на заключение такого брака может дать только епархиальный архиерей (епископ).

Для получения такого разрешения нужно обратиться к нему с соответствующим прошением. Как это сделать, может подсказать любой грамотный приходской священник.

Этим заканчивается список препятствий к совершению Таинства венчания. Помимо этого не во все дни года может быть совершено Таинство венчания.

Отличается ли второе венчание от первого?

Отличаются чины венчания. Есть первый и второй чины. Если над людьми уже ранее совершалось таинство венчания, то второй раз оно совершается по чину, который включает в себя покаянную молитву.

Господь в Евангелие говорит, что всякий, кто женится на разведенном, тот прелюбодействует. Повторные браки совершаются, прежде всего, по немощи человеческой, а не по воле Божьей. Поэтому в молитвослов включается ряд покаянных молитв, чтобы люди понимали этот момент.

Можно ли разводиться у мусульман?

Несмотря на бытующее мнение о том, что ислам не допускает никаких разводов после , особенно инициированных женщиной, это не совсем так.

Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.

Женщине же, если она желает развестись, следует обратиться за помощью к имаму.

Тот берёт на себя ответственность за защиту её интересов на бракоразводном процессе. Основанием для расставания может стать недостаточная финансовая обеспеченность мужа или любая иная несовместимость.

Важно! Семья в исламе священна, брак означает союз двух семей, а потому разводы так редки и применяются они лишь как крайнее средство.

В какие дни нельзя проводить таинство, ни первое, ни второе?

Ярые поборники христианской морали выступают категорически против повторного проведения церемонии. Но либеральные священники допускают такую возможность в двух случаях:

  1. предыдущий брак распался по инициативе партнера.
  2. вдовство;

Третье венчание возможно в отдельных случаях, чтобы предотвратить грех прелюбодеяния. И когда для одного из будущих супругов это первый брак.

Для повторного обряда венчания необходимо специальное разрешения главного архиерея. Еще одно условие — заключение гражданского брака перед церемонией в храме. Или обращаются за разрешением к епархиальному архиепископу.

Оно выдается при тяжелой болезни одного из супругов, а также участии жениха в военных операциях. Или когда регистрация в загсе в более ранние сроки невозможна.

Несмотря на описанные выше исключения, в православии стараются придерживаться строгих правил венчания:

  1. Родительское согласие на брак.
  2. Церковь не признает сожительство. Поэтому не освятит подобные отношения. В глазах христианства эти люди совершают грех. Нельзя обвенчать состоящих в гражданском браке людей.
  3. Мужчинам до 18 и после 70, а также женщинам младше 16 и старше 60 лет.
  4. Духовным лицам разрешается иметь одну-единственную супругу.
  5. Изменивший партнеру не имеет права просить о проведении повторного обряда.
  6. Жених и невеста не состоят в кровном родстве (братья/сестры) или боковой линии (кузены/дяди/ тети/внуки/бабушки/дедушки) до четвертого колена включительно. Аналогичный запрет распространяется на духовных родителей и приемных детей.
  7. Болезни психики — препятствие для церковной свадьбы. Такой человек не может взять ответственность, что возлагается во время венчания.
  8. Монахи и монахини в силу данных обетов лишаются возможности вступать в брачные отношения.

Обойти эти запреты можно с разрешения архиепископа.

Нюансы

Венчание проводится только для тех, кто крещен в православии. В некоторых случаях исключение делается для представителей католицизма, лютеранства и англиканства.

Нельзя венчаться с представителем мусульманства, иудаизма, буддизма. Запрещено венчание близких родственников (инцест). Венчание проводится только с 18 лет, не раньше!

Важно, чтобы дата венчания не выпала на критические дни женщины. В эти дни представительницам прекрасного пола запрещено входить в храм.

Back to Top