glavargument.ru

Организация выездной налоговой проверки

Организация выездной налоговой проверки

Из цикла откровений налогового инспектора: выездная налоговая проверка на «страже» процветания вашего бизнеса


Выездная налоговая проверка представляет собой основную угрозу для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны налоговых органов, поскольку по результатам ее проведения, как правило, доначисляются налоговые платежи в значительном размере, способном пошатнуть в один момент имущественное и финансовое благосостояние бизнеса и даже привести к банкротству. Немного свежей статистики: По данным сводного отчета ФНС России по форме 2-НК

«О результатах контрольной работы налоговых органов»

за 2012г. было проведено всего 55 413 результативных выездных проверок, по которым доначислено 311,5 млрд руб.

Т.е. в среднем по 5,6 млн рублей на одну выездную проверку. Это средние показатели: то есть одному налогоплательщику доначислили 1 млн рублей, а другому 100 млн рублей.

Для сравнения, результативных камеральных проверок за 2012г.

было проведено 1,8 млн, а доначислено 57,8 млрд рублей (всего по 31 руб. на одну проверку). При этом выездная проверка может не назначаться годами, а может быть назначена по истечении года с момента регистрации организации. Есть и такие налогоплательщики, которых проверяют стабильно каждые три года, хотя они не относятся к категории крупнейших.
Есть и такие налогоплательщики, которых проверяют стабильно каждые три года, хотя они не относятся к категории крупнейших.

В таких обстоятельствах любого предпринимателя особо интересует, насколько велика вероятность того, что его бизнес подвергнется столь тяжкому испытанию. Чтобы ответить на сокровенный вопрос, проходить углубленное изучение теории вероятности нам не придется. На самом деле, выбор претендентов на выездную проверку во многом зависит от того, как быстро конкретный бизнес набирает обороты и есть ли у налогового органа основания полагать, что с этого оборота не все, что полагается, упало в бюджетную копилку.

Да-да, чем больше зарабатывает бизнес, тем больший интерес он представляет для налоговиков, ведь их задача не только доначислить как можно больше, но и взыскать доначисленное. А что касается нарушений, то они найдутся всегда, особенно, если проверяется разросшаяся неповоротливая структура, которой значительно сложнее контролировать многочисленные аспекты своей деятельности. Например, проверять всех своих поставщиков на предмет благонадежности (нет-нет, да найдется среди них парочка «проблемных налогоплательщиков», по которым налоговики, как минимум, найдут возможность отказать в вычетах по НДС).

Поэтому, как раз развивающемуся среднему бизнесу, в первую очередь, и стоит почаще оценивать свою деятельность на предмет налоговой безопасности.

Более того, если по результатам выездной проверки удалось доначислить значительную сумму налоговых платежей, при этом проверяемый налогоплательщик не оспаривал результатов проверки и добросовестно все оплатил, то такого налогоплательщика, скорее всего, возьмут на заметку, что бы по истечении двух-трех лет «навестить» его снова. Собственно, за счет именно таких несчастных налогоплательщиков еще сохраняется миф о том, что выездная налоговая проверка проводится регулярно раз в три года. Что же представляет из себя процесс планирования выездных проверок в свете выше сказанного.

ФНС России и региональные налоговые управления разрабатывают специальные рекомендации и требования к планированию выездных налоговых проверок, которые доводятся до районных инспекций в виде внутренних регламентов или устных распоряжений и играют решающую роль в направлении деятельности инспекторов при проведении проверок. Широко известная

«Концепция планирования выездных налоговых проверок»

(Приказ ФНС от 30 мая 2007 г.

№ ММ-3-06/333@) является, пожалуй, единственным официальным общедоступным документом, определяющим деятельность налоговых инспекций по данному направлению, и содержит 12 «критериев самостоятельной оценки рисков» для налогоплательщиков. Рассматривать их все в рамках данной статьи мы не будем, потому что они широко известны. Отметим лишь два критерия, характеризующие взаимоотношения налогоплательщика с его контрагентами:

  1. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском (сомнительные сделки с так называемыми «проблемными» контрагентами, фирмами- «однодневками»)
  2. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами — перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

Региональные управления ФНС России неофициально устанавливают для подчиненных им районных инспекций минимальный размер доначислений, который должен быть обеспечен по результатам каждой выездной проверки (для Инспекций ФНС России по г.

Екатеринбургу сейчас это 2 млн рублей) В случае, если доначислено по проверке меньше установленного минимума, то такая проверка признается неэффективной, что может служить основанием для возбуждения служебной проверки в отношении ответственных за ее проведение лиц и назначения повторной выездной проверки вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за нижестоящим. В связи с этим наличие «проблемных» контрагентов у налогоплательщика в настоящее время является определяющим признаком для решения вопроса о включении его в план выездных проверок, поскольку позволяет на стадии предпроверочного анализа установить предполагаемую сумму доначислений по платежам, осуществляемым в адрес «проблемных» контрагентов. Распутывание хитроумных схем уклонения от налогообложения с использованием цепочек-контрагентов производится, чаще всего, уже в процессе проведения самой выездной проверки, при этом инспекторам порой даже вменяют в обязанность вычисление хотя бы одного «обналичника».

Поэтому следует внимательней подходить к выбору своих поставщиков, а также заранее подготовить документы, свидетельствующие о должной осмотрительности, проявленной при выборе контрагента. Помимо общедоступных критериев риска, налоговики используют и другие признаки, свидетельствующие о недобросовестности налогоплательщиков, такие как:

  1. Существенные нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные последней выездной налоговой проверкой.
  2. Неоднократное представление уточненных налоговых деклараций, в которых указаны суммы налогов в размере, меньшем ранее заявленного;
  3. Систематическое применение сотрудниками компании имущественных и социальных налоговых вычетов по НДФЛ в крупных размерах;
  4. Систематическое применение налоговых льгот, правомерность использования которых невозможно установить при камеральной проверке. Предоставление подтверждающих документов по собственной инициативе вряд ли избавит от проверки, налоговики могут начать подозревать, что компании есть что скрывать;

Есть и специфические критерии, например: По налогу на прибыль самым «рисковым» для налогоплательщика признаком является «значительное превышение внереализационных расходов над выручкой», а также «снижение налоговой нагрузки при росте выручки».

По НДС — когда выручка налогоплательщика, по данным бухгалтерской отчетности, выше налоговой базы в декларации по НДС, и эта разница превышает «дебиторку».

Сумма авансов, полученных в счет предстоящих поставок, меньше размера кредиторской задолженности, указанного в бухгалтерской отчетности, или если доля вычетов превышает средний показатель.
По основаниям возникновения долга кредитора перед организацией: -сделки, не имеющие явной экономической обоснованности;

  1. сделки, связанные с возникновением обязательств должника, не обеспеченные имуществом, а также влекущие за собой приобретение неликвидного имущества;
  2. сделки, связанные с вексельной формой расчетов;
  3. сделки купли-продажи, осуществляемые с имуществом должника, заключенные на заведомо невыгодных для должника условиях, а также осуществляемые с имуществом, без которого невозможна основная деятельность должника;
  4. сделки по замене одних обязательств другими, заключенные на заведомо невыгодных условиях.
  5. сделки по отчуждению имущества должника, не являющиеся сделками купли-продажи, направленные на замещение имущества должника менее ликвидным;

И таких критериев риска, определяющих вероятность проведения выездной налоговой проверки и других мероприятий налогового контроля, довольно много и они постоянно обновляются и пополняются.

Скажем, существует Приказ ФНС РФ, который обобщает 109 типичных признаков недобросовестного налогоплательщика. Список имеет сугубо ориентирующий характер, чем больше таких признаков у налогоплательщика или его контрагентов будет выявлено, тем выше рейтинг их «подозрительности». В рамках данного приказа создана специальная федеральная электронная база ЮЛ-КПО (или «Юридические лица, контролируемые в первую очередь»).

В рамках данного приказа создана специальная федеральная электронная база ЮЛ-КПО (или «Юридические лица, контролируемые в первую очередь»). Вообще, множество критериев основаны на расчетах, соотношениях и сравнениях имеющейся у налоговых органов в отношении налогоплательщиков информации, с использованием ЭВМ (об использовании налоговыми органами ЭВМ) Вся информация, получаемая непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий, также подлежит электронной обработке. Пропуская таким образом налогоплательщиков через фильтр критериев «риска», налоговый орган выстраивает их «в очередь» на включение в план выездных проверок.

Но не все так просто, здесь, как это часто бывает в любых очередях, есть своя «элита», которую пропускают в приоритетном порядке, «аутсайдеры», плетущиеся в конце и те кто не прошли «дрескод» (фирмы- «однодневки» в первую очередь) и были исключены. Так, внутренним Регламентом планирования и подготовки ВНП установлено, что обязательному включению в проект плана выездных налоговых проверок подлежат следующие налогоплательщики в следующем порядке:

  1. организации, в соответствии со ст. 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших. При этом налоговому органу необходимо обеспечить проверку всех налоговых периодов и налогов. Налогоплательщики, входящие в указанную категорию, должны включаться в план проверок не реже одного раза в два года. Налогоплательщики, отнесенные к категории крупнейших налогоплательщиков, администрируемых на региональном уровне, на основании соответствия установленным критериям только одного показателя финансово-экономической деятельности «активы», должны включаться в план проверок не реже одного раза в три года;
  2. налогоплательщики, отобранные в соответствии с Концепцией системы планирования выездных налоговых проверок на основе общедоступных критериев, о которых мы так много говорили. При этом соответствие налогоплательщика общедоступным критериям не является безусловным основанием для включения налогоплательщика в проект плана выездных налоговых проверок;
  3. налогоплательщики, отобранные на основе информации, полученной из внешних источников, в том числе информации, поступившей в установленном порядке от органов внутренних дел, свидетельствующей о наличии нарушений законодательства о налогах и сборах. Наличие указанной информации так же не является безусловным основанием для включения налогоплательщика в проект плана выездных налоговых проверок.;
  4. налогоплательщики, получившие доход по итогам предшествующего налогового периода от осуществления предпринимательской деятельности и подлежащей налогообложению налогом на доходы физических лиц – 100 млн. рублей и более;
  5. организации, отобранные из числа рекомендованных к проверке в соответствии с решением комиссии налогового органа по легализации налоговой базы. Рекомендация налогоплательщика к проверке не является безусловным основанием для включения налогоплательщика в проект плана выездных налоговых проверок;
  6. организации, в отношении которых у налогового органа имеется информация о начале процедуры их реорганизации (ликвидации). Не является безусловным основанием для включения налогоплательщика в проект плана выездных налоговых проверок, за исключением случаев, когда данные организации подлежат включению в план проведения проверок по иным основаниям.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, включаются в план выездных налоговых проверок в исключительных случаях, когда имеются достаточные основания предполагать возможность использования способов ведения финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском, при этом подтвердить это возможно только при проведении выездной налоговой проверки, а не иными мероприятиями налогового контроля.

Данные положения недвусмысленно указывают, что налоговые органы интересуют в первую очередь состоявшиеся богатые налогоплательщики, способные вынести значительное налоговое бремя по итогам выездной проверки, как говорится «За ватагу нищих одного богача не выменяешь».

Относительно всех остальных налогоплательщиков налоговики действуют по принципу получения наибольшего рублевого эффекта от проведения выездной проверки, соотнося размер предполагаемой суммы к доначислению с платежеспособностью налогоплательщика. При этом часто забывают оценивать возможные сложности доказывания предполагаемого нарушения и не учитывают факторы, которые могут препятствовать проведению проверки, в связи с чем между отделами планирования и отделами выездных проверок сохраняются довольно напряженные отношения.на этом мы прервемся, дабы сильно вас не утомлять и сохранить интригу.

Продолжения ожидайте в ближайшей рассылке. . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Прохождение выездной налоговой проверки

«Выездная проверка» — редко у кого из бухгалтеров не екнет сердце от этого словосочетания.

Даже если с первичными документами все в порядке и состояние бухгалтерского учета не оставляет желать лучшего.

Конечно, далеко не каждый бухгалтер сталкивается в своей трудовой жизни с выездными налоговыми проверками, но вероятность такого события всегда остается.

Любая налоговая проверка осложняет жизнь бухгалтерии.

А выездная проверка – больше всех. Необходимо подготовить огромное количество документов, регистров бухгалтерского и налогового учета, сравнительных таблиц и письменных пояснений. А ведь текущую работу никто не отменял. Выездная проверка, в отличии от камеральной, проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика, что тоже не облегчает жизнь бухгалтеру.

Выездная проверка, в отличии от камеральной, проводится, как правило, по месту нахождения налогоплательщика, что тоже не облегчает жизнь бухгалтеру. Ведь большую часть своего рабочего времени он вынужден посвящать проверяющим.

Особенно не легко приходится тем бухгалтерам, которые в проверяемом периоде в компании еще не работали. При выездной налоговой проверке проверяются правильность начислений и уплаты налогов (одного или нескольких) за определенный период.

Выездная налоговая проверка может быть комплексной – проверяются все налоги организации и выборочной – проверяются только некоторые налоги.

Согласно положениям статьи 89 НК РФ, выездная проверка может проводиться как в отношении налогоплательщиков, так и в отношении налоговых агентов (проверка по НДФЛ).

Выездная налоговая проверка может повлечь за собой серьезные налоговые риски для налогоплательщиков.

ИФНС может наложить на организацию (ИП) штрафные санкции, заблокировать расчетный счет, приостановить деятельность компании, а в крайнем случае – наложить арест на имущество организации.

При наличии спорных моментов, довольно часто возникающих при ведении налогового учета, свою позицию компаниям с высокой долей вероятности придется отстаивать в суде.

Все эти риски можно существенно уменьшить, если заранее подготовиться к проверке. Знание бухгалтером прав и обязанностей налоговых инспекторов и проверяемой организации существенно облегчит прохождение проверки. Порядок проведения выездной налоговой проверки регламентируется положениями первой части Налогового кодекса.

Ниже мы рассмотрим:

  1. основные правила проведения выездных проверок,
  2. права и обязанности ИФНС и налогоплательщиков, возникающие в связи с проведением выездной налоговой проверки.
  3. законодательную базу, регламентирующую проведение выездных проверок,
  4. особенности их проведения,
  5. критерии самостоятельной оценки рисков налогоплательщиков,

Кроме того, в статье приведены примеры писем организации направляемых в адрес ИФНС:

  1. О проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНС.
  2. Об отсрочке предоставления документов по Требованию ИФНС.

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ Основными правилами проведения выездной проверки являются: 1.

Выездная налоговая проверка проводится на территории налогоплательщика на основании решения руководителя (или его заместителя) ИФНС. В случае, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка может проводиться по месту нахождения налогового органа (п.1 ст.89 НК РФ).Пример письма с просьбой о проведении выездной налоговой проверки по месту нахождения ИФНСООО «РОМАШКА» 117435, г. Москва, Комсомольский проспект, д.

44,ИНН 7704013422Тел/факс: (499) 990-80-90 Исх.№181/02-12 в ИФНС №4 по ЦАО г.Москвы От «30» марта 2012г.

Каб.215 тел. (499) 350-11-11 Ивановой Надежде Ивановной ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ О ПРОВЕДЕНИИ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ ИФНС. Просим Вас провести выездную налоговую проверку в отношении ООО «РОМАШКА» (Решение №12356 о проведении выездной налоговой проверки от 29.03.2012) по месту нахождения налоговой инспекции, в связи с отсутствием помещения для размещения инспекторов на территории налогоплательщика.

С уважением, Генеральный директор Петрова И.А.

_______________________ 2. Выездная налоговая проверка проводится на основании Решения о проведении проверки, принимаемого ИФНС.

Решение о проведении выездной налоговой проверки должно содержать следующие сведения:

  1. предмет проверки, то есть налоги, правильность исчисления и уплаты которых подлежит проверке;
  2. полное и сокращенное наименования либо фамилия, имя, отчество налогоплательщика;
  3. должности, фамилии и инициалы сотрудников налогового органа, которым поручается проведение проверки (п.2 ст.89 НК РФ).
  4. периоды, за которые проводится проверка;

Форма решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о проведении выездной налоговой проверки утверждена Приказом ФНС России от 25.12.2006г. 3. Максимальное количество лет, которое может быть охвачено проверкой составляет 3 года, непосредственно предшествующих году проведения проверки (текущий год в данные период не входит).

4. ИФНС не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период (п.5 ст.89 НК РФ). 5. Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев (п.6 ст.89 НК РФ).

Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.КРИТЕРИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ РИСКОВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ Приказом от 30.05.2007г. №ММ-3-06/333@

«Об утверждении концепции системы планирования выездных налоговых проверок»

утверждены Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок. Такими критериями являются: 1.

Налоговая нагрузка у данного налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности).Расчет налоговой нагрузки по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №3 к Приказу ФНС 2.

Отражение в бухгалтерской или налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких в течение 2-х и более календарных лет.

3. Отражение в налоговой отчетности значительных сумм налоговых вычетов за определенный период.Доля вычетов по НДС от суммы начисленного с налоговой базы налога равна либо превышает 89% за период 12 месяцев.

4. Опережающий темп роста расходов над темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг). 5. Выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ. 6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право на применение специальных налоговых режимов.

6. Неоднократное приближение к предельному значению установленных Налоговым кодексом величин показателей, предоставляющих право на применение специальных налоговых режимов. 7. Отражение ИП суммы расхода, максимально приближенной к сумме его дохода, полученного за календарный год. 8. Построение финансово-хозяйственной деятельности на основе заключения договоров с контрагентами-перекупщиками или посредниками («цепочки контрагентов») без наличия разумных экономических или иных причин (деловой цели).

9. Непредставление организацией пояснений на уведомление ИФНС о выявлении несоответствия показателей деятельности. 10. Неоднократное (два и более) снятие с учета и постановка на учет в ИФНС налогоплательщика в связи с изменением места нахождения («миграция» между ИФНС).

11. Значительное отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики.Расчет рентабельности продаж и активов по основным видам экономической деятельности приведен в приложении №4 к Приказу ФНС 12. Ведение финансово-хозяйственной деятельности с высоким налоговым риском.

Данные критерии разработаны для того, чтобы налогоплательщики самостоятельно могли оценить, являются ли они кандидатами на выездную налоговую проверку. К сожалению, даже если организация не попала (что не так то просто) ни под один из критериев, это не является гарантией того, что выездной проверки не будет. Однако, бухгалтеру стоит внимательно рассмотреть каждый критерий и оценить, насколько велика вероятность, что его компания попадет под выездную проверку.ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ Порядок проведения выездной налоговой проверки сформулирован в положениях ст.89 Налогового кодекса.

Согласно п.12 ст.89 НК РФ, проверяемая организация должна обеспечить возможность должностных лиц ИФНС, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов. Так же, при проведении выездной проверки у организации могут быть истребованы необходимые для проверки документы в соответствии со ст.93 НК РФ. При этом, в соответствии с п.3 ст.93 НК РФ, копии всех подтверждающих документов должны быть представлены в ИФНС в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего Требования.

Не редко случается так, что компания технически не успевает изготовить столько копий в отведенный срок. Нужно помнить, что если исполнить требование ИФНС в десятидневный срок невозможно, то можно направить в ИФНС письмо с просьбой продлить срок подготовки затребованных документов с учетом технических возможностей организации. Такой запрос необходимо отправить на следующий день после получения требования о предоставлении документов.

Именно этот срок предусмотрен ст.93 НК РФ, для организаций, которые по объективным причинам не могут предоставить документы в течение 10 дней.Пример письма с просьбой об острочке сроков предоставления документов по требованию ИФНСООО «РОМАШКА»117435, г. Москва, Комсомольский проспект, д.

44,ИНН 7704013422Тел/факс: (499) 990-80-90 Исх.№184-12 в ИФНС №4 по ЦАО г.Москвы От «30» марта 2012г.

Начальнику инспекции, советнику государственной гражданской службы РФ 1 класса Ивановой Е.А. ПИСЬМО С ПРОСЬБОЙ ОБ ОТСРОЧКЕ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ ПО ТРЕБОВАНИЮ ИФНС №2387 ОТ 29.03.2012Г.

29.03.2012г. от ИФНС России №4 по ЦАО г. Москвы, в адрес ООО «РОМАШКА», ИНН 7704013422, было направлено Требование №2387 о предоставлении документов (информации) за период с 01.01.2008г.

по 31.12.2010г. Общий объем запрашиваемых документов за проверяемый период составляет более тридцати тысячи листов.

Подготовкой копий документов для предоставления в ИФНС, в связи с проведением выездной налоговой проверки занимается бухгалтерская служба в составе 2 человек, которые физически не в силах осуществить копирование такого количества документов в десятидневный срок. У Общества отсутствуют технические и финансовые возможности, которые бы позволяли расширить штат бухгалтерской службы.

В связи с большим документом оборотом и техническими ограничениями, Общество не успевает подготовить требуемый комплект документов к указанному сроку. В соответствии с п. 5 ст. 93.1 НК РФ просим продлить срок подготовки указанных документов на пятнадцать рабочих дней.

С уважением, Генеральный директор Петрова И.А.

_______________________ На основании письменного обращения компании ИФНС может продлить десятидневный срок. О своем решении – продлить или не продлевать срок, ИФНС уведомит налогоплательщика в письменном виде.

Кроме письма об увеличении сроков, так же рекомендуется устное общение с проверяющим инспектором или начальником ИФНС. Обычно инспекция входит в положение налогоплательщика, но бывают и случаи отказов, которые, к сожалению, бессмысленно оспаривать в самой ИФНС. При этом, у налогоплательщика всегда есть возможность подать возражение (или жалобу) в вышестоящую налоговую инспекцию и обратиться в суд, в случае наложения ИФНС штрафных санкций за несвоевременное предоставление документов.

В соответствии с п.1 ст.126 НК РФ, штраф за не предоставление документов составляет 200 руб. за каждый не предоставленный документ.ВЫЕМКА ДОКУМЕНТОВ В случае, если организация не предоставит документы добровольно, ИФНС вправе произвести выемку документов.

Это право закреплено в пп.3 п.1 ст.31 НК РФ: Налоговые органы вправе производить выемку документов:

  1. налогового агента,
  2. у налогоплательщика,
  3. плательщика сбора,

при проведении налоговых проверок в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут:

  1. заменены.
  2. изменены,
  3. сокрыты,
  4. уничтожены,

В соответствии с п.5 ст.93 НК РФ, ИФНС не может потребовать у организации те документы, которые были ей ранее представлены (в виде заверенных копий) при проведении камеральных или выездных налоговых проверок.

Указанное ограничение не распространяется на случаи:

  1. когда документы, были утрачены ИФНС вследствие непреодолимой силы (наводнение, пожар и пр.).
  2. когда документы ранее представлялись в виде подлинников, возвращенных после проверки,

Кроме того, в данное время действуют следующие ограничения при выемке документов в ходе выездной проверки:

  1. До начала выемки документов должностное лицо ИФНС должно предъявить представителю налогоплательщика Постановление о производстве выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 31.05.2007г. №ММ-3-06/338@, и разъяснить присутствующим лицам их права и обязанности.
  1. Выемка должна быть произведена в присутствии представителя налогоплательщика и понятых (в качестве понятых могут быть вызваны любые 2 физлица, кроме сотрудников ИФНС).
  1. Обязательно должен быть составлен Протокол выемки документов и предметов по форме, утвержденной Приказом Выемка документов и предметов в ночное время не допускается.

    При этом, положения НК РФ не содержат определения ночного времени.

    Согласно ТК РФ, ночным считается время с 22-00 до 06-00.

Налоговые инспекторы, осуществляющие выездную проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. Кроме того они могут производить осмотр документов и предметов, а так же:

  1. торговых,
  2. складских,
  3. иных помещений и территорий,
  4. производственных,

используемых организацией для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения.

В соответствии с п.3 ст.92 НК РФ, осмотр производится в присутствии понятых. При проведении осмотра вправе участвовать лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель, а также специалисты.ОФОРМЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРКИ В последний день проведения выездной проверки проверяющий обязан составить Справку о проведенной проверке.

В ней фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения.

Справка вручается налогоплательщику или его представителю.

В случае, если налогоплательщик (его представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, она направляется в адрес организации заказным письмом по почте (п.15 ст.89 НК РФ). По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления Справки о проведенной выездной налоговой проверке ИФНС должен быть составлен в установленной форме Акт налоговой проверки.

Требования к составлению Акта камеральной налоговой проверки, утверждены Приказом ФНС России от 25.12.2006г.

Акт о результатах проведения налоговой проверки должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка, в течение пяти рабочих дней с момента его составления (п.5 ст.100 НК РФ).

После получения Акта у налогоплательщика есть возможность предоставить в письменном виде свои возражения по Акту выездной проверки и участвовать в рассмотрении материалов проверки. Представить возражения по Акту в ИФНС необходимо в течении 15 рабочих дней с момента его получения. В соответствии с п.6 ст.100, налогоплательщик вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в ИФНС документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.ПОРЯДОК ВЫНЕСЕНИЯ РЕШЕНИЯ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ВЫЕЗДНОЙ ПРОВЕРКИ Руководитель ИФНС (или его зам) должен рассмотреть:

  1. другие материалы проверки,
  2. письменные возражения налогоплательщика по указанному акту.
  3. Акт налоговой проверки,

По результатам рассмотрения должно быть принято Решение по результатам проверки.

Решение принимается в течение 10 дней со дня истечения 15 дневного срока, отведенного на предоставление возражений.

Срок принятия решения может быть продлен, но не более чем на один месяц (п.1 ст.101 НК РФ). Руководитель ИФНС извещает налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. Налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.Обратите внимание:Налогоплательщик вправе до вынесения решения знакомиться со всеми материалами дела, включая материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (п.2 ст.101 НК РФ).

Отсутствие налогоплательщика, извещенного должным образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения.

Исключение составляют случаи, когда участие этого лица будет признано руководителем ИФНС обязательным для рассмотрения этих материалов. В соответствии с п.3 ст.101 НК РФ, перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель ИФНС обязан: 1) объявить, кто рассматривает дело и материалы какой налоговой проверки подлежат рассмотрению; 2) установить факт явки лиц, приглашенных для участия в рассмотрении. В случае неявки этих лиц руководитель ИФНС выясняет, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, и принимает решение:

  1. либо о рассмотрении материалов налоговой проверки в отсутствие указанных лиц,
  2. либо об отложении указанного рассмотрения.

3) в случае участия представителя лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, проверить его полномочия; 4) разъяснить лицам, участвующим в процедуре рассмотрения, их права и обязанности; 5) вынести решение об отложении рассмотрения материалов налоговой проверки в случае неявки лица, участие которого необходимо для рассмотрения.

При рассмотрении материалов проверки могут быть оглашены:

  1. письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка.
  2. акт налоговой проверки,
  3. иные материалы мероприятий налогового контроля (при необходимости),

Отсутствие письменных возражений не лишает налогоплательщика права давать свои объяснения на стадии рассмотрения материалов проверки (п.4 ст.101 НК РФ).Обратите внимание:Использование ИФНС доказательств, полученных с нарушением НК РФ, не допускаются. В ходе рассмотрения материалов проверки руководитель ИФНС устанавливает: 1) совершал ли налогоплательщик нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) обстоятельства:

  1. исключающие вину в совершении налогового правонарушения,
  2. смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

В соответствии с п.6 НК РФ, в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений налогового законодательства или их отсутствия, руководитель ИФНС вправе вынести решение о проведении в срок, не превышающий 1 месяц, дополнительных мероприятий налогового контроля.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля может проводиться:

  1. проведение экспертизы.
  2. истребование документов в соответствии со статьями 93 и 93.1 НК РФ,
  3. допрос свидетеля,

По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель ИФНС выносит решение: 1) о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. 2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (п.7 ст.101 НК РФ).

Решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его налогоплательщику.

Именно в течении этого срока, в соответствии с п.2 ст.139 НК РФ, налогоплательщик может подать апелляционную жалобу на решение ИФНС в вышестоящий налоговый орган. Решение ИФНС можно оспаривать полностью или частично. В случае подачи апелляционной жалобы на решение ИФНС, указанное решение вступает в силу со дня его утверждения вышестоящим налоговым органом полностью или в части.

При этом, в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения, налогоплательщик может обжаловать вступившее в законную силу решение ИФНС, которое не было обжаловано в апелляционном порядке. В соответствии с п.3 ст.139 НК РФ, жалоба подается в письменной форме.

Апелляционная жалоба на решение ИФНС подается в вынесшую это решение ИФНС. В течение трех дней со дня поступления указанной жалобы, ИФНС обязана направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган. После этого, если вышестоящий налоговый орган подтвердит решение, принятое ИФНС, можно готовить исковое заявление в арбитражный суд.

Подать иск минуя обжалование Решения в вышестоящей ИФНС нельзя. Суд просто не примет такой иск к рассмотрению.Обратите внимание:Несоблюдение должностными лицами ИФНС требований, установленных Налоговым кодексом, может являться основанием для отменырешения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом (п.14 ст.101 НК РФ).

  1. , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА «Клерк.Ру»

«».

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Часто задаваемые вопросы

^ Каким образом можно провести выемку документов, находящихся в жилом помещении (при отсутствии офиса, производственных помещений) проверяемого физического лица? Возможность проведения проверки физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, установлена .

Однако ввиду особой специфики данного субъекта, а также прав других лиц, проживающих в жилых помещениях проверяемого физического лица, представители налоговых органов не могут:

  1. провести осмотр жилых помещений проверяемого физического лица, а также другого имущества проверяемого физического лица, находящегося в жилых помещениях ();
  2. находиться в этих жилых помещениях помимо или против воли проживающих в них физических лиц. Соответственно, в отсутствие такого согласия выездная налоговая проверка, как представляется, будет проводиться по месту нахождения налогового органа (ст. 25 Конституции Российской Федерации и );
  3. произвести выемку документов и предметов, находящихся в жилых помещениях проверяемого физического лица, даже если проверяемое физическое лицо не представило запрошенные налоговым органом документы в установленный срок ( и ).

Однако в рамках выездной проверки независимо от наличия согласия проверяемого физического лица налоговые органы могут:

  1. произвести выемку документов и предметов, находящихся в нежилых помещениях проверяемого физического лица, если проверяемое лицо не представило запрашиваемые налоговым органом документы в установленный срок;
  2. провести осмотр имущества проверяемого физического лица, находящегося в его нежилых помещениях, в том числе недвижимого имущества, не являющегося жилым помещением;
  3. запросить у него необходимые для проверки документы;
  4. истребовать у лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого физического лица, эти документы или информацию ().
  5. вызвать для дачи показаний в качестве свидетеля любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для налогового контроля (), привлечь специалистов и экспертов ( и );

Самостоятельный аудит – способ избежать проблемы с налогообложением

Редкие компании проходят выездные проверки без урона – штрафных санкций и доначислений налоговых выплат. Иногда ревизия приводит к полному прекращению ведения деятельности. Поэтому наиболее предусмотрительные предприниматели заказывают предварительную независимую оценку рисков организации.В процессе проверки аудиторы анализируют очевидные налоговые упущения и предлагают пути их исправления.

Особое внимание уделяют проверке контрагентов компании и контролю сделок.

Для безопасности компании лучше отказаться от контактов с малоизвестными сомнительными фирмами, особенно если речь идет о контрактах на крупные суммы.

Важно доказать обоснованность и деловую цель каждой сделки.Также аудиторы советуют вести документооборот не только в электронном виде, но и на бумажных носителях.

Отсутствие подтверждающих сделки бумажных документов негативно скажется на результатах налоговой проверки.Заранее проведенный независимый аудит минимизирует налоговые риски и позволит в случае необходимости выстроить надежную защиту в налоговых или судебных инстанциях.

МИФ 5. Проверка гарантирована, если работаешь в убыток

Это не совсем так.

Конечно, такие организации находятся под пристальным вниманием налоговиков.

Но это не значит, что организация автоматически попадает в план ВНП, если она несколько лет работает в убыток. Ведь «выездникам» нужно пополнить бюджет страны, а вероятность перекрыть убыток, да еще и доначислить налог на прибыль, невелика.

Поэтому, если нет возможности доначислить какие-то другие налоги, помимо налога на прибыль, такую организацию, скорее всего, трогать не будут.

8. Цели, задачи и порядок назначения выездных налоговых проверок. Характеристика документов, необходимых для организации проверки.

Этапы реализации материалов налоговой проверки.

Сроки проведения каждого этапа.

Рассмотрение материалов налоговой проверки это процесс, который заканчивается заседанием, на котором принимается окончательное решение по итогам проверки. На весь этот процесс законодателем отводится определенный срок. Для рассмотрения материалов проверки и принятия решения по общему правилу руководителю (его заместителю) налогового органа дается десять рабочих дней по истечении срока для представления возражений на акт проверки (15 рабочих дней со дня получения акта проверки).

то же время следует учитывать, что десятидневный срок для рассмотрения материалов по итогам налоговой проверки и вынесения решения может быть продлен, но не более чем на один месяц. Основным мотивом такого продления является проведение мероприятий дополнительного налогового контроля Перед непосредственным рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель налогового органа должен коснуться решения общих процессуальных вопросов: объявить кто рассматривает материалы, предмет рассмотрения; выяснить явку, принять соответствующие решения об отложении или о проведении заседания; проверить полномочия представителей; разъяснить участникам их права.

Далее рассматриваются материалы проверки. В ходе ее рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) налогового органа: 1) устанавливает, совершало ли лицо, в отношении которого был составлен акт налоговой проверки, нарушение законодательства о налогах и сборах; 2) устанавливает, образуют ли выявленные нарушения состав налогового правонарушения; 3) устанавливает, имеются ли основания для привлечения лица к ответственности за совершение налогового правонарушения; 4) выявляет обстоятельства, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, либо обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения.

Как следует из п. 4 ст. 101 НК РФ, при рассмотрении материалов налоговой проверки может быть оглашен акт налоговой проверки, а при необходимости — и иные материалы мероприятий налогового контроля, а также письменные возражения лица, в отношении которого проводилась проверка. То есть налогоплательщик, не успевший в отведенный ему НК РФ период времени подготовить письменные возражения на акт налоговой проверки, вправе в устной форме донести суть своих возражений до руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. При рассмотрении акта налоговой проверки совместно с материалами налоговой проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа также исследуются представленные налогоплательщиком доказательства.

В случае необходимости в ходе рассмотрения может быть принято решение о привлечении к участию в этом рассмотрении свидетеля, эксперта, специалиста. Результатом рассмотрения материалов налоговой проверки с участием налогоплательщика может стать вынесение решения либо продление срока рассмотрения материалов налоговой проверки. Вынесение решения по итогам проверки По итогам рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя) налогового органа по результатам может быть вынесено одно из двух решений: 1)решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

2)решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Копия принятого решения вручается лицу, в отношении которого вынесено указанное решение, либо его представителю под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения налогоплательщиком этого решения, так же ему вручат под роспись протокол рассмотрения возражений налогоплательщика и материалов проверки. Стр 28 из 33 » Соседние файлы в предмете

  1. 17.04.201452.74 Кб
  2. 17.04.2014436.74 Кб
  3. 17.04.2014570.88 Кб
  4. 17.04.20141.05 Mб
  5. 17.04.2014309.25 Кб
  6. 17.04.2014338.94 Кб
  7. 17.04.2014881.66 Кб
  8. 17.04.20141.05 Mб
  9. 17.04.20141.04 Mб
  10. 17.04.2014368.13 Кб
  11. 17.04.2014543.23 Кб

Для продолжения скачивания необходимо пройти капчу:

Сроки выездной налоговой проверки

Выездная налоговая проверка не может продолжаться более 2 месяцев.

Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 16 июля 2004 г. N 14-П срок проведения выездной налоговой проверки является суммой периодов, в течение которых проверяющие находятся на территории проверяемого налогоплательщика, при этом порядок календарного исчисления сроков, установленный статьей 6.1 НК РФ, не применяетсяВ рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика (проводить самостоятельную выездную налоговую проверку филиалов и представительств по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты региональных и (или) местных налогов).При проведении самостоятельной выездной налоговой проверки филиалов и представительств налогоплательщика срок проверки не может превышать 1 месяц.Подробнее приостановлении выездной налоговой проверкиРуководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе приостановить проведение выездной налоговой проверки для:

  • проведения экспертиз;
  • перевода на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.
  • истребования документов (информации) в соответствии с пунктом 1 статьи 93.1 НК РФ;
  • получения информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров РФ;

Приостановление проведения выездной налоговой проверки по основанию, указанному в подпункте 1 настоящего пункта, допускается не более одного раза по каждому лицу, у которого истребуются документы.Приостановление и возобновление проведения выездной налоговой проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, проводящего указанную проверку.На период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Сроки проведения выездной налоговой проверки

Срок проведения выездной налоговой проверки получает альтернативное исчисление, если проверяющая сторона располагает особыми преференциями; в остальных же случаях действует предусмотренный законодательством срок в 2 месяца.

Под преференциями понимается право на приостановку или продление выездной проверки.

Особенность заключается в том, что в таком случае первый срок назначается продолжительностью 4 или 6 месяцев, второй срок проверки – 6 или 9 месяцев, что зависит от конкретных обстоятельств. Налоговые органы, как правило, применяют расширенные права по срокам в тех случаях, когда нужно внести ясность по части спорных вопросов либо же закрепить законодательными актами возникшее подозрение на нарушение. Проверка филиалов налогоплательщика проходит в течение одного месяца, при этом она может быть приостановлена, но не продлена.

День, когда подконтрольной организации вручается решение о проведении выездной налоговой проверки, считается днем начала процедуры.

Окончанием является дата, когда по итогам прошедшего мероприятия подписывается и вручается акт. Промежуток между этими днями и составляет фактический срок конкретной выездной проверки; максимальное его значение (с учетом приостановки и продления) может быть 1 год 3 месяца.

Контролирующему органу надлежит провести все запланированные процедуры проверки строго в рамках этого срока.

Впоследствии любые доказательства нарушений, если они были выявлены по истечении максимального периода, к делу быть приобщены не могут. В последний день готовится справка о проведении выездной налоговой проверки. Дата справки закрепляет окончание данного мероприятия.

Практический пример. Налоговый инспектор А.

И. Петров осуществлял выездную проверку в ООО «Лидер». 15 июня 2019 года была составлена справка о проведенной процедуре.

Back to Top