glavargument.ru

Проведение мероприятия в россии для нерезидентов ндс

Проведение мероприятия в россии для нерезидентов ндс

Участие в зарубежных международных выставках: аспекты обложения НДС


Участие в международных выставках наряду с командировочными расходами предполагает осуществление как в России, так и в иностранном государстве разнообразных расходов, включая такие специфические их виды, как расходы на аккредитацию и приобретение пригласительных билетов на выставку и приемы, аренду выставочных стендов и площадей, на проведение пресс-конференций и др. Факт осуществления указанных расходов за границей определяет ряд особенностей налогообложения НДС у российского участника выставки. Данные особенности рассматриваются в предлагаемой статье.Участие российских компаний в международных выставках предполагает оплату иностранным устроителям выставки и иным иностранным организациям комплекса услуг, имеющих в отдельности различную правовую квалификацию и стоимость.

С позиций налогового законодательства России в этом случае существует необходимость установить, возникают ли у российской компании обязанности налогового агента по удержанию и перечислению в бюджет НДС по конкретным видам оказанных для нее иностранными организациями услуг, а именно — определить место реализации конкретной услуги. Как известно, если иностранная организация не состоит на учете в качестве налогоплательщика в России, то при реализации услуг данной организации на территории РФ НДС должен быть уплачен российской организацией – покупателем услуг. В этом случае следует руководствоваться положениями ст.

148 НК РФ, в пп.4 п.1 которойустановлен перечень работ (услуг), местом реализации которых признается территория РФ при условии, что их покупатель на основе государственной регистрации осуществляет свою деятельность на территории России.П. 4 той же статьи устанавливаетперечень документов, подтверждающих место выполнения работ (оказания услуг).

В него включены контракт, заключенный с иностранными или российскими лицами, и документы, подтверждающие факт выполнения работ (оказания услуг).Однако сложность заключается в том, что, во-первых, ряд оказываемых услуг (например, регистрация, аренда выставочного стенда или проведение пресс-конференций) не имеет однозначной квалификации и может быть отнесен как к видам услуг, местом реализации которых признается территория РФ, так и к услугам, местом реализации которых территория РФ не признается. Во-вторых, договор с иностранным контрагентом может не содержать детализации оказываемых услуг и/или их отдельной стоимости.Ниже речь пойдет о наиболее актуальных ситуациях, в которых компаниям-участникам международных выставок требуется достоверно определить место реализации оказываемых им иностранной компанией услуг.Регистрация российской компании в качестве участника выставкиРегистрация российской компании в качестве участника выставки может подразумевать выдачу входных билетов, приглашений или иных документов, подтверждающих факт участия. В этой связи представляется целесообразным включать стоимость их приобретения в стоимость услуги по регистрации.Регистрация участника выставки (осуществление регистрационных действий или предоставление права на участие в выставке) не упомянута в указанном выше пп.

4 п. 1 ст. 148 НК РФ как услуга, местом реализации которой признается место нахождения покупателя услуг, в данном случае — территория РФ.Квалифицировать указанные действия устроителя выставки в качестве рекламных услуг представляется неправомерным, так как сама по себе регистрация не является осуществлением действий, направленных на распространение информации об участнике выставки или его товарах (работах, услугах), то есть не соответствует определению рекламных услуг.При данных обстоятельствах место реализации услуг по регистрации следует определять в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 148 НК РФ по месту осуществления деятельности продавца услуг, которым территория РФ не является.

Следовательно, у российского участника выставки обязанности налогового агента в отношении оплаты услуг по регистрации не возникает.Тот факт, что местом реализации услуг по регистрации российских участников в выставке, проводимой за рубежом, не признается территория РФ, подтверждает и Минфин РФ (Письмо Минфина РФ от 30.03.2006г. № 03-04-03/08).Таким образом, услуги по регистрации участников, включая стоимость бэйджа и входных билетов на выставку (как подтверждение факта услуги по регистрации), не подлежат обложению НДС в РФ.Аренда выставочных площадей, стендов и др.Предоставление в аренду площади в выставочном павильоне, оснащенной необходимыми для участия в выставке техническими возможностями (электричество, осветительные приборы, розетка и др.) по своей гражданско-правовой природе является предоставлением в аренду части недвижимого имущества.Согласно требованиям подп.1 п.1.1. ст.148 НК РФ, местом реализации услуг не признается территория РФ, если данные услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ.

К таким услугам налоговым законодательством отнесены, в частности, и услуги по аренде.

Таким образом, местом реализации услуг компании-устроителя выставки по предоставлению ее участникам в аренду (субаренду) площади в павильоне (части помещения, являющейся частью недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ) не признается территория РФ.

В таком случае, у организации отсутствует обязанность налогового агента по удержанию из доходов иностранной компании и перечислению в российский бюджет НДС.В то же время, в случае предоставления в аренду организации как участнику подобного мероприятия (выставки и т.п.) информационного стенда (в качестве рекламного носителя), не отождествляемого с помещением (не являющегося элементом оборудования передаваемого в аренду помещения), данный стенд следует признать движимым имуществом.
В таком случае, у организации отсутствует обязанность налогового агента по удержанию из доходов иностранной компании и перечислению в российский бюджет НДС.В то же время, в случае предоставления в аренду организации как участнику подобного мероприятия (выставки и т.п.) информационного стенда (в качестве рекламного носителя), не отождествляемого с помещением (не являющегося элементом оборудования передаваемого в аренду помещения), данный стенд следует признать движимым имуществом.

Согласно подп.4 п.1 ст.148 НК РФ, местом реализации услуг по сдаче в аренду движимого имущества признается место осуществления деятельности покупателя – в данном случае территория РФ, что влечет необходимость для организации как налогового агента начисления и перечисления в бюджет НДС, удержанного из доходов иностранной компании.Проведение пресс-конференции Услуги организации-устроителя по проведению пресс-конференции также не поименованы в перечне работ (услуг), в отношении которых местом реализации признается место деятельности покупателя услуг. В этой связиместом их реализации территория РФ не признается.Сами по себе, услуги по проведению (организации) пресс-конференции не являются рекламными.

Однако контрактом или договором может быть закреплено, что проведение пресс-конференции осуществляется её организатором в целях рекламирования участника и его товаров, либо сама конференция по содержанию может носить рекламный характер. В частности, Федеральным законом от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» определено понятие рекламы: она представляет собой информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованную неопределенному кругу лиц и направленную на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.В связи с этим, если документально подтвержден рекламный характер пресс-конференции (содержание, форма и сфера распространения информации), то услуги по её проведению могут быть отнесены к рекламным. При таких условиях, НДС должен быть исчислен и уплачен в бюджет РФ российским покупателем услуг при их оплате.

С учетом вышесказанного следует отметить, что определяющим моментом при решении вопроса отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным в целях исчисления НДС является цель проведения конференции и существо действий компании — организатора. Иными словами, для минимизации возникающих налоговых рисков в договоре с компанией-устроителем цель проводимого мероприятия должна быть четко определена, равно как и действия которые организатор пресс-конференции обязуется осуществить в целях ее проведения. Именно из этих условий договора, заключаемого с иностранной компанией, следует исходить при определении целесообразности отнесения услуг по проведению пресс-конференции к рекламным.Рекламные услугиВыше рассматривался вопрос о правомерности отнесения отдельных видов услуг к рекламным.

Однако, по мнению контролирующих органов, если в контракте или договоре с иностранной организацией-устроителем выставки наряду с оказанием иных услуг (по аренде площадей, регистрации и т.д.), предусмотрены также услуги по размещению информации о товарах участника в официальных каталогах выставки, то данный факт является основанием для квалификации всего комплекса услуг в качестве рекламных, местом реализации которых является РФ. (Письмо Минфина РФ от 15.03.2006г. №03-04-08/62, Письмо УМНС по г.Москве от 11.06.2004г.

№24-11/39269).Однако при условии документального подтверждения факта оказания истоимости каждого вида услуг данный вывод теряет логическую обоснованность с позиций налогового и гражданского законодательства, что указывает на его неправомерность.Представляется целесообразным при квалификации того или иного вида услуг в целях определения места их реализации следует исходить не из характера (направления) их использования покупателем, а их из содержания самой услуги: как она квалифицируется при оказании исполнителем (то есть вида осуществляемой им деятельности). Вместе с тем, существование вышеупомянутой позиции Минфина РФ увеличивает вероятность возникновения судебного разбирательства по вопросу отнесения всей совокупности услуг по договору с иностранной организацией — устроителем выставки к рекламным в целях исчисления НДС.В силу того, что в целях исчисления НДС каждую услугу, оказываемую иностранными компаниями российскому участнику выставки, следует квалифицировать как самостоятельную, то в целях правильного исчисления НДС представляется целесообразным определять стоимость каждой конкретной услуги в отдельности, а не устанавливать сумму оплаты услуг за участие в выставке в целом по договору.Если же в договоре отсутствует детализация стоимости отдельных видов услуг, то при определении места реализации комплекса услуг придётся руководствоваться мнением Минфина и квалифицировать услуги в целом, как рекламные. Однако если участие в выставке не связано с рекламированием участника и его товаров (например, осуществляется в целях поиска поставщиков), то оснований для квалификации услуг устроителя выставки в качестве рекламных не имеется.При этом местом реализации услуг по организации участия в выставке как не поименованных в подп.4 п.1 ст.148 НК РФ следует признать место осуществления деятельности устроителя услуг, которым РФ не является и, следовательно, НДС по данным услугам участником выставки при их оплате не исчисляется.Впервые опубликовано в журнале «Налоговый Вестник» № 6, июнь 2009

  1. , консультант в группе компаний

Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Налоговая отчетность

Налогоплательщики (в том числе являющиеся налоговыми агентами), а также лица, указанные в пункте 8 статьи 161 и пункте 5 статьи 173 Налогового кодекса РФ, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию по установленному формату в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота в срок не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Формы налоговой отчетности утверждены Приказом Федеральной налоговой службы от 27 сентября 2017 г. N СА-7-3/765@ «Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения».
N СА-7-3/765@

«Об утверждении формы и формата представления налоговой декларации по косвенным налогам (налогу на добавленную стоимость и акцизам) на территорию Российской Федерации с территории государств — членов Евразийского экономического союза в электронной форме и порядка ее заполнения»

. При оказании электронных услуг резидентом РК или любой другой иностранной компанией резиденту РФ, местом реализации которых в соответствии с положениями Налогового кодекса РФ, приложения № 18 к Договору о ЕАЭС признается территория РФ, иностранная компания ( в том числе и резидент РК) представляет за квартал форму (Приложение N 1 к приказу ФНС России от 27.09.2017 г.

N Таким образом, казахстанским компаниям, которые оказывают резидентам РФ электронные услуги, следует пройти регистрацию в ФНС РФ для исчисления и уплаты НДС с суммы оказанных электронных услуг и при оказании услуг следует учитывать тот факт, что сумма НДС, уплаченного в бюджет РФ, не будет относиться в зачет на территории РК, так как не соответствует условиям отнесения НДС в зачет, установленным статьей 400 Налогового кодекса РК. Так же, к сожалению, данная сумма не будет относиться на вычеты при исчислении налогооблагаемого дохода казахстанской компании в РК. Данная сумма будет списываться за счет чистого дохода компании-резидента РК.

«». Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера». Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Письмо от 24.04.2019 № СД-4-3/7937@

Федеральная налоговая служба в связи поступающими обращениями налогоплательщиков о порядке уплаты налога на добавленную стоимость (НДС) в связи с изменениями законодательства о налогах и сборах, введенными Федеральным законом от 27.11.2017 № 335-ФЗ и устанавливающими с 1 января 2019 года новый порядок уплаты НДС при оказании услуг в электронной форме на территории Российской Федерации иностранными организациями, сообщает следующее. Согласно пункту 3 статьи 174.2 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) в редакции, действующей с 1 января 2019 года, иностранные организации, оказывающие услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 данной статьи, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, производят исчисление и уплату налога на добавленную стоимость, если обязанность по уплате налога в отношении операций по реализации указанных услуг не возложена в соответствии со статьей 174.2 Кодекса на налогового агента.

В соответствии со статьей 174.2 Кодекса налоговыми агентами признаются иностранные организации-посредники, указанные в пункте 3 статьи 174.2 Кодекса, а также российские организации, индивидуальные предприниматели -посредники, указанные в пункте 10 статьи 174.2 Кодекса.

При этом пункт 9 статьи 174.2 Кодекса, предусматривавший, что при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, российская организация, индивидуальный предприниматель – покупатель услуг выступает налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость, утратил силу с 1 января 2019 года.
При этом пункт 9 статьи 174.2 Кодекса, предусматривавший, что при приобретении у иностранной организации услуг в электронной форме, указанных в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, российская организация, индивидуальный предприниматель – покупатель услуг выступает налоговым агентом по уплате налога на добавленную стоимость, утратил силу с 1 января 2019 года.

Согласно пункту 4.6 статьи 83 Кодекса иностранная организация, оказывающая услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, и осуществляющая расчеты непосредственно с покупателями указанных услуг, а также иностранная организация — посредник, признаваемая налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 Кодекса, подлежат постановке на учет в налоговом органе на основании заявления о постановке на учет и иных документов. При этом ведение деятельности без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным Кодексом, влечет привлечение к ответственности, установленной статьей 116 Кодекса.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 161 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется налоговыми агентами. При этом налоговыми агентами признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, если иное не предусмотрено пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса.

Таким образом, обязанность налогового агента у покупателей в отношении приобретения услуг в электронной форме не возникает независимо от наличия или отсутствия факта постановки на учет в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса иностранной организации и (или) иностранной организации-посредника.

Обязанность налогового агента у покупателей также не возникает в случае, если иностранная организация, состоящая на учете в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, оказывает услуги, не являющиеся услугами в электронной форме, выполняет работы или реализует товары, местом реализации которых является Российская Федерация (далее — иная реализация). Если иностранная организация, осуществляющая иную реализацию, на учете в налоговых органах не состоит, то покупатели являются налоговыми агентами по исчислению и уплате налога по иной реализации в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 161 Кодекса, если иное не предусмотрено пунктом 5 статьи 161 Кодекса.

В соответствии с пунктом 8 статьи 174.2 Кодекса иностранными организациями, состоящими на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, при оказании услуг в электронной форме и (или) при осуществлении иной реализации налоговая декларация по НДС представляется через личный кабинет налогоплательщика в налоговый орган по установленному формату, утвержденному приказом ФНС России от 30.11.2016 № Вместе с тем необходимо учитывать следующее. В случае, если при оказании иностранной организацией услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)).

В случае, если при оказании иностранной организацией, состоящей на учете в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 Кодекса, иных услуг, не являющихся услугами в электронной форме (выполнении работ, реализации товаров), местом реализации которых признается территория Российской Федерации, покупатель самостоятельно исчислил, уплатил НДС в бюджет и принял уплаченную сумму НДС к вычету (включил в стоимость (в расходы)), то по указанным операциям у налоговых органов отсутствуют основания требовать повторной уплаты в бюджет НДС иностранной организацией и отражения ею таких операций в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также перерасчета налоговых обязательств у покупателя (исчисленного налога и вычета по налогу (суммы налога, включенной в стоимость (в расходы)).

В случае если кроме вышеуказанных операций, по которым покупатель самостоятельно уплатил НДС в бюджет, иностранной организацией или иностранной организацией-посредником, иные операции, подлежащие отражению в налоговой декларации по НДС, не осуществлялись, вышеуказанная налоговая декларация представляется с нулевыми значениями.
В случае если кроме вышеуказанных операций, по которым покупатель самостоятельно уплатил НДС в бюджет, иностранной организацией или иностранной организацией-посредником, иные операции, подлежащие отражению в налоговой декларации по НДС, не осуществлялись, вышеуказанная налоговая декларация представляется с нулевыми значениями.

Одновременно сообщаем, что в настоящее время прорабатывается вопрос совершенствования порядка налогообложения НДС операций по оказанию иностранными организациями услуг в электронной форме, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, а также по осуществлению такими организациями иной реализации. Действительный государственный советникРоссийской Федерации 2 классаД.С. Сатин

Вводим в курс дела

Источником возникновения нестандартной ситуации стало оказание транспортных услуг.

Почему? Потому что такая услуга (если речь идет о международной перевозке) оказывается на территории не одного, а нескольких государств. И нужно определиться, к какому государству должно быть привязано косвенное налогообложение.

Выделим три основных стандартных маршрута перевозки, проходящих:

  1. на и за территорией РФ (один из пунктов отправления или назначения находится в России, а другой – за рубежом).
  2. за территорией РФ (пункты отправления и назначения находятся за рубежом);
  3. на территории РФ (пункты отправления и назначения находятся в России);

Налогообложение полученных доходов во всех перечисленных ситуациях различно.

Так, при оказании транспортных услуг на территории РФ она признается местом реализации данных услуг и возникает объект налогообложения (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Если перевозка пассажиров или грузов проходит полностью за территорией РФ, то она не признается местом их реализации и объекта налогообложения не возникает (пп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ). Такие достаточно очевидные и логичные выводы приведеныв Письме Минфина России от 20.07.2012 № 03‑07‑08/199, и нет оснований с ними не согласиться.

В данном разъяснении также упомянуто и налогообложение по нулевой ставке, которая, как известно, применяется к экспорту товаров (работ, услуг). При организации международных перевозок (между несколькими государствами) один из пунктов назначения должен находиться на территории РФ, чтобы она была признана местом оказания услуг (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) и возник объект налогообложения (пп.

1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а перевозчик применил бы нулевую ставку (пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). При этом чиновники предупреждают, что законодательством не предусмотрено применение нулевой ставки НДС в отношении транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых при организации перевозок товаров только в пределах России или только за пределами территории РФ.

Подведем итог: в первой ситуации (при перевозках внутри РФ) доходы облагаются НДС по ставке 18%, во второй ситуации (при перевозках за рубежом) вообще не возникает объекта налогообложения и, наконец, в третьей ситуации (при перевозках из РФ за рубеж или обратно) исполнитель транспортных услуг вправе воспользоваться нулевой ставкой.

Еще одна достаточно распространенная ситуация – это перевозки внутри Таможенного союза. Например, из России в Белоруссию или из Казахстана в Россию.

Такие перевозки признаются международными (пункт отправления или назначения в разных государствах) и облагаются по нулевой ставке.

Причем облагаются они в России только тогда, когда перевозчик является резидентом РФ и местом оказания услуг признается территория РФ.

Это следует не только из п. 4.1 ст. 148 НК РФ, но и из норм Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ,оказании услуг в Таможенном союзе (далее – Протокол). Согласно международному документу взимание косвенного налога при оказании услуг производится в государстве – члене Таможенного союза, территория которого признается местом реализации услуг, в соответствии с налоговым законодательством данного государства.

При этом местом реализации услуг по перевозке или транспортировке товаров, оказываемых налогоплательщиком государства – члена Таможенного союза, признается территория этого государства.

Проще говоря, местом реализации услуг, оказываемых российской компанией, по перевозке товаров автомобильным транспортом признается территория РФ и налогообложение таких услуг осуществляется по правилам российского Налогового кодекса.

А им (в частности, пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ) предусмотрена нулевая ставка как в отношении услуг по перевозке товаров с территории РФ на территорию государств – членов Таможенного союза, так и в обратном направлении – из республик Казахстан и Беларусь в Россию(Письмо Минфина России от 21.02.2014 № 03‑07‑13/1/7379).

Надеемся, читателю все ясно. Теперь можем перейти к нестандартной ситуации при оказании транспортных услуг.

Резюме

  1. Расчет налогов в любой сложной ситуации, а также построение системы учета, которая максимально эффективна для достижения бизнес-целей, — одно из направлений работы нашей компании.
  2. Если иностранные поставщики оказывают на территории РФ услуги российским бизнесменам, то в общем случае получатели услуг должны платить НДС за своих контрагентов.
  3. Однако из этого правила есть и немало исключений. Они связаны как с предметом договора («электронные» услуги), так и с особыми условиями, отраженными в межгосударственных соглашениях.

Хотите читать советы налоговых экспертов и главных бухгалтеров? Подпишитесь на обновления блога Подписаться Поделиться статьей Наши лучшие статьи

Заказ обратного звонка Ваше имя Ваш телефон Удобное время звонка Через 30 минут В течение дня Утром с 9 до 12 Днем с 12 до 15 Вечером с 15 до 19 Что вас интересует?

Бухгалтерское обслуживание Оптимизация налогов Расчет зарплаты и кадры Восстановление учета Нулевая отчетность Другое Нажимая на кнопку «Заказать звонок», вы даете согласие на обработку своих персональных данных Наверх Регулярное обслуживание

Консалтинг / проекты

Разовые услуги

Полезная информация

О компании

© 2004—2020, ООО «1С-ВайзЭдвайс» ИНН — 7721641003 КПП — 772101001 +7 (495) 995-82-58 многоканальный Наш офис в Москве: Рязанский проспект, д.75, корп.4 Наш офис в Санкт-Петербурге: ул. Кропоткина, д.1, БЦ «Сенатор»телефон: +7 (812) 309-71-93

Другие компании группы Wiseadvice false

Оказание услуг нерезиденту

В этой статье мы рассмотрим основные вопросы налогового учета по договорам оказания услуг. Речь пойдет о контрактах, одной из сторон (заказчиком) которых является иностранная компания, а другой – российская фирма.Чтобы правильно посчитать налоги по этой операции, необходимо определить место реализации данных услуг.

Если им признается Россия, то с полученной выручки следует заплатить НДС. Причем сумму входного налога по ценностям, которые израсходованы при оказании таких услуг, принимают к вычету в обычном порядке. Если услуги реализованы вне России, то платить НДС не нужно.

Соответственно суммы входного налога включают в расходы и к вычету не принимают. Место реализации услуг определяют по тем правилам, которые установлены статьей 148 Налогового кодекса. Так, считается, что они оказаны в России, если:1.

Услуги связаны непосредственно с недвижимым имуществом (за исключением воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), которое находится на территории Российской Федерации. Это, например, строительные, монтажные, строительно-монтажные, ремонтные, реставрационные работы, работы по озеленению, услуги по аренде. Допустим, фирма оказывает услуги иностранной компании по реконструкции офисного здания в г.

Оренбурге. Поскольку эти работы связаны с недвижимостью, находящейся на территории России, место их реализации – Россия. Следовательно, оказание услуг подпадает под обложение НДС;2. Услуги связаны с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, которые находятся на территории Российской Федерации.

Это, например, работы, связанные с монтажом, сборкой, переработкой, обработкой, ремонтом и техническим обслуживанием.

К примеру, компания оказывает услуги по ремонту компьютеров. Ремонтная мастерская фирмы находится в г. Смоленске. Поскольку данные услуги связаны с движимым имуществом, находящимся на территории России, место их реализации – Россия;3.

Услуги фактически оказываются на территории России в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. Например, российская фирма оказывает услуги по обучению иностранных специалистов.

Обучение проходит в России. Следовательно, местом реализации этих услуг является Россия. А раз так, их реализацию облагают НДС;4.

Покупатель услуг ведет деятельность на территории Российской Федерации. Это правило распространяется:

  1. на консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, а также НИОКР;
  2. на услуги по подбору персонала, который в дальнейшем будет работать в месте деятельности покупателя;
  3. на услуги по сдаче в аренду движимого имущества, за исключением автомобилей и другого наземного автотранспорта;
  4. на услуги по разработке программ и баз данных для ЭВМ, в том числе работы по их адаптации и модификации;
  5. на передачу, предоставление патентов, лицензий, торговых марок, авторских или иных аналогичных прав;
  6. на услуги агента, привлекающего исполнителя для оказания перечисленных выше услуг.

К примеру, российская фирма оказывает консультационные услуги.

Организация проконсультировала иностранную компанию, которая в России не зарегистрирована и своего представительства не имеет.

Поскольку покупатель ведет свою деятельность вне территории России, местом реализации Россия не является. Следовательно, реализацию НДС не облагают.В отдельную группу выделены услуги по перевозке (подп.

4.1, 4.2 ст. 148 НК РФ). С 1 января 2006 года местом реализации таких услуг признается Россия, если пункт отправления или назначения находится на ее территории. Отметим, что по статье 164 кодекса оказание некоторых транспортных услуг облагают НДС по ставке 0 процентов. Это услуги:

  1. по сопровождению, транспортировке, погрузке, перегрузке экспортируемых и импортируемых товаров;
  2. по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт назначения или отправления расположен за пределами России.
  3. по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

Допустим, российская организация оказывает услуги по перевозке пассажиров и грузов морским транспортом между портами городов Санкт-Петербурга и Калининграда.

Пункты отправления и назначения находятся в России.

Значит, местом реализации этих услуг является российская территория, и их реализация облагается НДС.В заключение напомним, что документами, подтверждающими место оказания услуг, являются:

  1. документы о госрегистрации иностранного юридического лица.
  2. акты их сдачи-приемки;
  3. контракт, заключенный с инокомпанией;

Юрист М.И.

Дмитриева . Рубрики: Подписывайтесь на «Утреннего бухгалтера».

Все для бухгалтера. Пора завести блог на Клерк.ру Блог компании на «Клерке» — это ваш новый инструмент, чтобы рассказать о себе.

Публикуйте любой контент про вашу компанию.

Back to Top