glavargument.ru

Сроки рассмотрения заявления согласно упк

Как осуществлять контроль над процессом


Достаточно часто рассмотрение откладывается без видимых на то оснований. В этом случае не лишним будет осуществить контроль на всех этапах его рассмотрения вплоть до вынесения решения.

Возможность осуществления контроля закреплена законом и направлена на то, чтобы работники МВД не нарушили права заявителя.После того как обращение будет передано в полицию и будет получено уведомление о приеме, то спустя сутки можно позвонить в участок и выяснить, кому именно дознавателю оно было передано.

Далее не лишним будет позвонить дознавателю, и предложить свою помощь и поинтересоваться на каком этапе рассмотрения находится дознаватель.

Как контролировать?

Для того, чтобы получить своевременный и достоверный ответ, не лишним будет сопровождать заявление на всех этапах его рассмотрения.

Другими словами, гражданин может контролировать действия полицейских.

Если человек обратился лично, получил отметку о принятии обращения, то ему необходимо через сутки позвонить в дежурную часть. У дежурного следует узнать, какому дознавателю передали дело. После этого нужно позвонить ответственному и поинтересоваться, начата ли проверка, есть ли у него план действий, может ли заявитель чем-то помочь.

Если дознаватель уже начал разбираться в вопросе, он должен пригласить заявившего для получения объяснений по существу.

к содержанию ↑

Судебная практика по статье 144 УПК РФ:

  1. Сведения, изложенные им в этих протоколах содержат данные о совершении конкретных преступных действий, в том числе детали, которые заранее не могли быть известны лицам производящим расследование дела. На предварительном следствии проверялось в порядке ст. 144, 145 УПК РФ заявление Ризаева об оказании на него физического воздействия в целях принуждения к даче признательных показаний.
  2. Ссылка в апелляционной жалобе на определение Конституционного Суда Российской Федерации от 23 апреля 2015 г. № 842-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Сонина К В на нарушение его конституционных прав статьями 144, 145 и 146 Уголовно процессуального кодекса Российской Федерации» о незаконности обжалуемого решения суда не свидетельствует.
  3. Кроме того, проверкой, проведенной в порядке ст. ст. 144-145 УПК РФ, в действиях сотрудников полиции Д Т следователя Б сотрудников ИВС ОМВД России по району признаков состава преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 УК РФ, не установлено.

+Еще.

Сроки принятия решения по сообщению о преступлении

7 июля 2021 Многие по более или менее серьезному поводу обращались в правоохранительные органы с заявлениями о преступлениях или происшествиях – устно, письменно, по телефону или каким – либо другим способом. Люди всегда ждут защиты и быстрой реакции на их зов о помощи от людей в погонах. Но иногда, не зная порядка и нюансов возможных в различных ситуациях реакции, решений и активных действий со стороны правоохранителей, а также своих прав и обязанностей в связи с такими обращениями, они начинают беспокоиться о том, что заявление не получит должного внимания, попросту будет «спущено на тормозах», а обидчики так и останутся безнаказанными.

Поэтому, если пришлось обратиться с заявлением о преступлении, нужно примерно представлять себе, как должна быть проведена проверка, на что имеет право заявитель, чтобы знать, в какой момент необходимо вмешаться и не позволить должностным лицам допустить нарушения, влекущие, например, утрату доказательств и невозможность доказать вину совершившего преступление.Срок проверки по сообщениям о преступлениях регламентирован ст.144 УПК РФ. Уполномоченные должностные лица должны провести проверку по зарегистрированному в установленном законом порядке сообщению о преступлении в срок трое суток. При очевидных признаках преступления, когда из обстоятельств, изложенных в сообщении, и результатов неотложных мероприятий однозначно следует вывод о наличии состава деяния, запрещенного Уголовным кодексом, уголовное дело возбуждают незамедлительно, в первые часы с момента поступления сообщения.Чаще всего обстоятельства изложенного в сообщении о происшествии события не однозначны, и нужно устанавливать их подробнее, для этого предусмотрено проведение проверки, для которой может потребоваться чуть больше, чем трое суток.

В этом случае уполномоченное лицо, которому поручено рассмотрение сообщение о преступлении, может ходатайствовать перед своим руководителем о продлении срока до 10 суток, обосновав его проведением мероприятий, которые он не смог провести за отведенный трехсуточный срок.

Такие ходатайства удовлетворяются всегда.Закон позволяет в некоторых случаях продлить срок до 30 суток: если требуется исследовать документы (предметы или трупы), провести ревизию, документальную проверку, судебную экспертизу (срок которой обычно составляет 30 дней), оперативно-розыскные мероприятия. Список этот исчерпывающий, других причин столь длительного проведения проверки нет.

Основание для продления проверки до 30 суток — также ходатайство должностного лица, различие лишь в том, что ходатайство следователя рассматривает его руководитель, а дознавателя – прокурор. Завершение срока доследственной проверки не гарантирует, что все значимые действия выполнены.

В некоторых случаях это обусловлено объективными причинами – не окончена экспертиза, не установлены важные свидетели, не получены и не исследованы документы и прочее. По истечению предельного срока процессуальное решение, несмотря ни на что, все же должно быть принято. Если добытых сведений не достаточно для возбуждения дела, принимают решение об отказе в его возбуждении.

Если добытых сведений не достаточно для возбуждения дела, принимают решение об отказе в его возбуждении. Оно должно быть отменено в соответствующем порядке (постановление следователя – руководителем или надзирающим прокурором, дознавателя — только прокурором).При отмене этого решения устанавливается срок дополнительной проверки, чаще всего — 10 суток, но впоследствии при наличии выше приведенных оснований он может быть снова продлен до 30.И так может происходить неоднократно – до того момента, когда добытых сведений будет достаточно, чтобы вынести решение, соответствующее требованиям закона.

Следует отметить, что обязанности дознавателя или следователя уведомить заявителя о продлении срока и об отмене отказа в возбуждении дела нет.Однако есть обязанность сообщить написавшему заявление о принятом по нему решении (ч. 2 ст. 145 УПК РФ) и направить копию (ч.

4 ст. 146 УПК РФ — постановления о возбуждении дела, ч. 4 ст. 148 УПК РФ — об отказе в возбуждении).Одна ситуация, если имели место продление срока и неоднократный отказ в возбуждении по не зависящим от проводившего проверку причинам.

Совершенно другая — если такие решения вызваны искусственным затягиванием срока.

Разобраться в этом довольно сложно, не оценив установленные обстоятельства и мотивы принятия решения, приведенные в постановлении, при необходимости нужно изучить сами материалы доследственной проверки.В любом случае, в особенности – если заявитель не получил соответствующего уведомления, стоит поинтересоваться о результатах рассмотрения заявления по истечению установленных сроков.

При наличии хотя бы малейших подозрений по поводу ненадлежащего проведения, искусственного затягивания срока проверки, действия (бездействие) и решения должностного лица, проводившего доследственную проверку, целесообразно обжаловать надзирающему прокурору.Примерно представляя процедуру проверки, можно анализировать, не допущены ли какие – либо нарушения ее сроков, при этом не вмешиваясь (до поры) в ее ход, не мешая и не «доставая» сотрудников правоохранительных органов раньше времени.

Эти же знания помогут принять меры тогда, когда это станет необходимо.

Обжалование решения по уголовным делам

Если участники процесса недовольны решением суда, они могут его обжаловать. Это может сделать как потерпевший, так и подсудимый через своих представителей. Периоды для этого такие:

  1. до 45 дней (для Верховного Суда РФ).
  2. до 15 дней (для районного суда);
  3. до 30 дней (для областного или верховного суда республики);

Если же осужденный находится в следственном изоляторе, он может обжаловать приговор после того, как получит его копию – срок будет отсчитываться с момента получения.

Порядок обжалования решения:

  • В случае одобрения – подготовка к новому процессу.
  • Этот документ должен быть направлен в суд вышестоящей инстанции через тот орган, в котором было вынесено решение.
  • Составление апелляционной жалобы.
  • Получение участником процесса, подававшего апелляцию, уведомления о передаче документа в вышестоящие органы.

Нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации по ст. 145 УПК РФ

  1. «Об утверждении Положения об Управлении противодействия коррупции, обеспечения работы с кадрами и вопросов безопасности Федеральной службы судебных приставов»
  2. «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»
  3. «О внесении изменений в приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 16.06.2017 N 402 «Об утверждении и введении в действие формы федерального статистического наблюдения N 2-Е «Сведения о рассмотрении сообщений о преступлениях», а также Инструкции по составлению отчетности по форме федерального статистического наблюдения N 2-Е»

Комментарии к ст.

121 УПК РФ

1. Рассмотрение всегда предшествует разрешению ходатайства. Сроки, которые закреплены в первом предложении коммент. ст., а также ее формулировка одновременно указывают на три не исключающих друг друга правила.

2. Первое правило: непосредственно после заявления ходатайства должно быть начато его рассмотрение.

В этой связи не можем пройти мимо разъяснений ученых, которые считают, что

«законодатель закрепил в данной статье, что рассмотрение и разрешение ходатайства могут быть отложены, но не более чем на трое суток в ходе предварительного расследования»

(«разрешение ходатайства может быть отложено на срок не более 3 суток с момента его заявления» ). Содержание первого предложения коммент. ст. не позволяет откладывать рассмотрение ходатайства ни на какие сроки и ни на какой стадии.

Именно поэтому во втором предложении коммент. ст. речь идет лишь о разрешении ходатайства.

Так как рассмотрение такового может длиться несколько дней, то законодатель путем установления срока разрешения ходатайства ограничил и срок его рассмотрения. Но навряд ли он тем самым предоставил следователю (дознавателю и др.) право безразлично отнестись к требованиям, следующим из содержания первого предложения коммент.

Но навряд ли он тем самым предоставил следователю (дознавателю и др.) право безразлично отнестись к требованиям, следующим из содержания первого предложения коммент. ст., и не приступать к рассмотрению ходатайства непосредственно после его заявления. ——————————— См.: Трунов И.Л.

Глава 15. Ходатайства // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. ред. В.И. Радченко. М.: ЗАО «Юридический Дом «Юстицинформ», 2003. С. 268; Трунов И.Л. Глава 15.

Ходатайства // Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (официальный текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2002 г.): Постатейный научно-практический комментарий коллектива ученых-правоведов под руководством В.И. Радченко, В.П. Кашепова, А.С. Михлина. М.: Библиотечка «Российской газеты», 2002.

С. 187. См.: Шейфер С.А. Глава 15.

Ходатайства // Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации в редакции Федерального закона от 29 мая 2002 г. / Под общ. и науч. ред. А.Я. Сухарева.

М.: Норма, Инфра-М, 2002. С. 221; Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / Под общ. и науч. ред. А.Я. Сухарева. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2004. 3. Второе правило: при отсутствии к тому фактических оснований (объективных препятствий) рассмотрение ходатайства должно быть непрерывным процессом.

4. Третье правило: непосредственно (немедленно) за рассмотрением должно следовать разрешение ходатайства. 5. Рассмотрение ходатайства — это всегда деятельность, пусть иногда и лишь мыслительная, но все же деятельность, имеющая целью разрешение ходатайства. Бездействие не может быть рассмотрением. Соответственно, если «непосредственно после заявления» ходатайства соответствующая специфического рода деятельность не осуществляется, значит, ходатайство не рассматривается, а требования первого предложения коммент.
Соответственно, если «непосредственно после заявления» ходатайства соответствующая специфического рода деятельность не осуществляется, значит, ходатайство не рассматривается, а требования первого предложения коммент. ст. не соблюдаются. Думается, в указанной ситуации анализируемое требование будет нарушено и в том случае, если ходатайство в течение трех суток все же будет разрешено.

Установленный вторым предложением коммент.

ст. срок не предоставляет возможности следователю (дознавателю и др.) не приступать непосредственно после заявления ходатайства к его рассмотрению, он всего-навсего позволяет в тех случаях, когда немедленное принятие решения по ходатайству, заявленному в ходе предварительного расследования, невозможно, рассмотрение ходатайства осуществлять в срок, позволяющий разрешить таковое не позднее трех суток со дня его заявления.

6. Под разрешением ходатайства подразумевается принятие по таковому процессуального решения об удовлетворении (полном либо частичном) или об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства и оформление данного решения в виде письменного документа. Таким образом, разрешенным ходатайство можно считать лишь после фиксации принятого по нему решения письменно в материалах уголовного дела, в строгом соответствии с процессуальной формой.

7. На срок рассмотрения ходатайства не влияет, когда будут выполнены действия и оформлены решения, о выполнении или принятии которых ходатайство было заявлено. 8. О заявлении ходатайства см.

содержание и комментарий к ст.

120 УПК.

Каковы сроки следствия по уголовным делам?

«Отправной точкой» для возбуждения дела и начала следствия/дознания является постановление о возбуждении уголовного дела. По делам частного и частно-публичного обвинения требуется заявление потерпевшего или его законных представителей.

Это отдельная категория дел, которая включает:

  1. ч.1 ст. 128.1 за клевету.
  2. ст. 116.1 УК за нанесение побоев субъектом, подвергнутым административному наказанию;
  3. умышленное причинение легкого вреда здоровью по ч.1 ст. 115 УК;

Общий срок осуществления предварительного следствия составляет 2 месяца С МОМЕНТА ВОЗБУЖДЕНИЯ ДЕЛА (ст.

162 УПК). Но в этой же статье указывается, что срок:

  • Может продлеваться и на больший срок Председателем Следственного комитета Российской Федерации, а равно с тем и руководителем следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, их заместителями.
  • Может продлеваться до 3-х месяцев при наличии принятого руководителем соответствующего следственного органа решения.
  • Может продлеваться на сроки и до 12-ти месяцев, если расследование представляет особую сложность.

Все следственные действия, которые производятся в ходе предварительного расследования, должны фиксироваться в протоколе. Как только на этапе предварительного расследования принимают постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, субъект переходит в другую категорию. Из ПОДОЗРЕВАЕМОГО он «трансформируется» в ОБВИНЯЕМОГО.

До этого подозреваемый находился в СИЗО или на свободе, сейчас его вызывают и предъявляют обвинение. Теоретически это происходит в 2-хмесячный срок с момента возбуждения дела.

Статья 144. Порядок рассмотрения сообщения о преступлении

1. Дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа обязаны принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и в пределах компетенции, установленной настоящим Кодексом, принять по нему решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения. При проверке сообщения о преступлении дознаватель, орган дознания, следователь, руководитель следственного органа вправе получать объяснения, образцы для сравнительного исследования, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном настоящим Кодексом, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, производить осмотр места происшествия, документов, предметов, трупов, освидетельствование, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов, привлекать к участию в этих действиях специалистов, давать органу дознания обязательное для исполнения письменное поручение о проведении оперативно-розыскных мероприятий.1.1.

Лицам, участвующим в производстве процессуальных действий при проверке сообщения о преступлении, разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, и обеспечивается возможность осуществления этих прав в той части, в которой производимые процессуальные действия и принимаемые процессуальные решения затрагивают их интересы, в том числе права не свидетельствовать против самого себя, своего супруга (своей супруги) и других близких родственников, круг которых определен настоящего Кодекса, пользоваться услугами адвоката, а также приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, начальника подразделения дознания, начальника органа дознания, органа дознания, следователя, руководителя следственного органа в порядке, установленном настоящего Кодекса. Участники проверки сообщения о преступлении могут быть предупреждены о неразглашении данных досудебного производства в порядке, установленном настоящего Кодекса.

При необходимости безопасность участника досудебного производства обеспечивается в порядке, установленном настоящего Кодекса, в том числе при приеме сообщения о преступлении. 1.2. Полученные в ходе проверки сообщения о преступлении сведения могут быть использованы в качестве доказательств при условии соблюдения положений и настоящего Кодекса.

Если после возбуждения уголовного дела стороной защиты или потерпевшим будет заявлено ходатайство о производстве дополнительной либо повторной судебной экспертизы, то такое ходатайство подлежит удовлетворению.2. По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь.
По сообщению о преступлении, распространенному в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации.3.

Руководитель следственного органа, начальник органа дознания вправе по мотивированному ходатайству соответственно следователя, дознавателя продлить до 10 суток срок, установленный настоящей статьи. При необходимости производства документальных проверок, ревизий, судебных экспертиз, исследований документов, предметов, трупов, а также проведения оперативно-розыскных мероприятий руководитель следственного органа по ходатайству следователя, а прокурор по ходатайству дознавателя вправе продлить этот срок до 30 суток с обязательным указанием на конкретные, фактические обстоятельства, послужившие основанием для такого продления.4.

Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.5. Отказ в приеме сообщения о преступлении может быть обжалован прокурору или в суд в порядке, установленном и настоящего Кодекса.6. Заявление потерпевшего или его законного представителя по уголовным делам частного обвинения, поданное в суд, рассматривается судьей в соответствии со настоящего Кодекса.

В случаях, предусмотренных настоящего Кодекса, проверка сообщения о преступлении осуществляется в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. 7. При поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных — Уголовного кодекса Российской Федерации, следователь при отсутствии оснований для отказа в возбуждении уголовного дела в срок не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направляет в вышестоящий налоговый орган по отношению к налоговому органу, в котором состоит на налоговом учете налогоплательщик (налоговый агент, плательщик сбора, плательщик страховых взносов), либо при поступлении из органа дознания сообщения о преступлениях, предусмотренных и Уголовного кодекса Российской Федерации, — в территориальный орган страховщика, в котором состоят на учете страхователь — физическое лицо или страхователь-организация, которые обязаны уплачивать страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в государственный внебюджетный фонд (далее в настоящей статье — страхователь), копию такого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам.8. По результатам рассмотрения материалов, направленных следователем в порядке, установленном настоящей статьи, налоговый орган или территориальный орган страховщика в срок не позднее 15 суток с момента получения таких материалов:1) направляет следователю заключение о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и о правильности предварительного расчета суммы предполагаемой недоимки по налогам, сборам и (или) страховым взносам в случае, если обстоятельства, указанные в сообщении о преступлении, были предметом исследования при проведении ранее назначенной налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых вынесено вступившее в силу решение налогового органа или территориального органа страховщика, а также информацию об обжаловании или о приостановлении исполнения такого решения; 2) информирует следователя о том, что в отношении налогоплательщика (налогового агента, плательщика сбора, плательщика страховых взносов) или страхователя проводится налоговая проверка или проверка правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по результатам которых решение еще не принято либо не вступило в законную силу;3) информирует следователя об отсутствии сведений о нарушении законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и (или) законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки либо проверки правильности исчисления, своевременности и полноты уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.9.

После получения заключения налогового органа или территориального органа страховщика, но не позднее 30 суток с момента поступления сообщения о преступлении по результатам рассмотрения этого заключения следователем должно быть принято процессуальное решение. Уголовное дело о преступлениях, предусмотренных — , , Уголовного кодекса Российской Федерации, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа или территориального органа страховщика заключения или информации, предусмотренных настоящей статьи, при наличии повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления.

Выписки из Инструкции «О порядке приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах (следственных подразделениях) системы Следственного комитета Российской Федерации», утвержденной Приказом № 72 от 11.10.2012 Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И., зарегистрированной в Минюсте России 25 февраля 2013 г.

N 27314

1. Инструкция устанавливает в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации единый порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлении в следственных органах Следственного комитета Российской Федерации.

5. Сообщение о преступлении вне зависимости от места и времени совершения преступного деяния, полноты сообщаемых сведений и формы представления, а также подследственности подлежит обязательному приёму во всех следственных органах Следственного комитета.

8. Круглосуточный прием сообщений о преступлении осуществляется дежурными следователями следственных органов Следственного комитета.

Прием руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем граждан с жалобами на отказ подчиненного ему руководителя следственного органа (его заместителя) или следователя в принятии от них заявления о преступлении осуществляется незамедлительно. 9. Заявителю, обратившемуся в следственный орган с устным заявлением о преступлении, в соответствии с требованиями части первой статьи 11 УПК должно быть разъяснено право, предусмотренное частью первой статьи 141 УПК, на подачу письменного заявления о преступлении. Письменное заявление о преступлении в соответствии с частью второй статьи 141 УПК должно быть подписано заявителем.

10. Устное заявление о преступлении на основании части третьей статьи 141 УПК вносится в протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. В протоколе содержатся данные о заявителе и документе, удостоверяющем его личность, а также, в соответствии с частью шестой статьи 141 УПК, отметку о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

Если устное сообщение о преступлении сделано при производстве следственного действия, то оно на основании части четвертой статьи 141 УПК вносится в протокол следственного действия. При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

При этом в протоколе также делается отметка о предупреждении заявителя об уголовной ответственности за заведомо ложный донос, которая заверяется подписью заявителя.

11. В случае, когда заявитель не может лично присутствовать при составлении протокола, его заявление на основании части пятой статьи 141 УПК оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления в порядке, установленном статьей 143 УПК. 12. С учетом требований части второй статьи 148 УПК при приеме от заявителя письменного заявления о преступлении либо в ходе его проверки заявителя также следует предупреждать об уголовной ответственности за заведомо ложный донос.

Факт такого предупреждения подтверждается отметкой соответствующего должностного лица, которая удостоверяется подписью заявителя. При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (часть 2 статьи 148 УПК).

13. Заявление о явке с повинной может быть сделано как в письменном, так и в устном виде. Устное заявление о явке с повинной принимается и заносится в протокол в порядке, установленном частью третьей статьи 141 УПК .

Часть вторая статьи 142 УПК. 15. Должностное лицо, принявшее в соответствии со своими полномочиями лично от заявителя письменное или устное заявление о преступлении, обязано выдать заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (часть четвертая статьи 144 УПК).

Таким документом является талон-уведомление о принятии и регистрации заявления о преступлении с указанием времени, даты его принятия, регистрационного номера и данных о принявшем его лице, который выдается заявителю под роспись в талоне-корешке (приложение N 1).

20. Заявления и обращения, которые не содержат сведений об обстоятельствах, указывающих на признаки преступления, не подлежат регистрации в книге и не требуют процессуальной проверки в порядке, предусмотренном статьями 144, 145 УПК. В связи с этим не подлежат регистрации в книге заявления и обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов, следователями или иными сотрудниками следственных органов, высказывают предположение о совершении обжалуемыми действиями указанных лиц должностного преступления и ставят вопрос о привлечении этих лиц к уголовной ответственности, не сообщая конкретных данных о признаках преступления. В случае поступления указанного заявления, обращения от гражданина лично дежурному следователю, следователю, руководителю следственного органа в ходе личного приема оно подлежит обязательному принятию под роспись соответствующего должностного лица, при этом талон-уведомление заявителю не выдается.

Заявителю дается разъяснение о том, что проверка законности и обоснованности решений, принятых должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших. Такие заявления, обращения регистрируются как входящие документы и рассматриваются в порядке, установленном статьей 124 УПК или Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ

«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»

(Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст.

2060; 2010, N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470), а также соответствующими организационно-распорядительными документами Следственного комитета. Заявители письменно уведомляются руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем о принятом решении с разъяснением им права и порядка его обжалования.

В ответе также указываются конкретные обстоятельства, подтверждающие отсутствие предусмотренных УПК оснований для проведения соответствующей процессуальной проверки. В ответе на заявление, обращение, в котором заявителем высказывается предположение о неправосудности судебного решения, заявителю разъясняется право на его обжалование в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а заявление, обращение направляется в вышестоящий судебный орган или органы прокуратуры. 37. Проверка сообщения о преступлении должна быть завершена в соответствии с частью первой статьи 144 УПК в срок не позднее 3 суток со дня поступления сообщения о преступлении в следственный орган Следственного комитета.

По мотивированному ходатайству следователя срок проверки сообщения о преступлении может быть продлен руководителем следственного органа Следственного комитета или его заместителем в соответствии с частью третьей статьи 144 УПК до 10 суток, а при необходимости производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, трупов — до 30 суток с обязательным указанием конкретных обстоятельств, послуживших основанием для такого продления.

Генеральный прокурор РФ Чайка Ю.Я. г. Москва, 125993 ул. Большая Дмитровка, д.

Back to Top