glavargument.ru

Уровень звука в вертолете

Уровень звука в вертолете

5 Допустимые уровни шума


5.1 Допустимые уровни шума устанавливают для вертолетов, в отношении которых:- сертифицирующим органом была принята заявка на сертификат летной годности прототипа или выполнена другая аналогичная установленная процедура до 21 марта 2002 г.;- сертифицирующим органом была принята заявка на изменение типовой конструкции (модифицированный вариант) или была выполнена другая аналогичная установленная процедура до 21 марта 2002 г.Примечание — К модифицированным вариантам относят вертолеты, по летной годности аналогичные первоначальному варианту, прошедшие сертификацию по шуму, но имеющие конструктивные изменения, неблагоприятно влияющие на его акустические характеристики.5.2 Максимально допустимые уровни шума определяют максимальной взлетной массой вертолета в килограммах.Для всех вертолетов (немодифицированный вариант) максимально допустимые уровни шума устанавливают следующими соотношениями:- в исходной контрольной точке под траекторией набора высоты ():

; (1)- в исходной контрольной точке под траекторией горизонтального пролета :

; (2)- в исходной контрольной точке под траекторией захода на посадку :

. (3)В этих соотношениях:

, (4)где — максимальная взлетная масса вертолета; — нормирующая константа, равная 1000 кг.5.3 Для модифицированных вертолетов уровни шума не должны превышать уровней шума исходной типовой конструкции.5.4 Для всех вертолетов, включая их модифицированные варианты, в отношении которых заявка на сертификат типа была подана 21 марта 2002 г.

или позже, применяют максимальные уровни шума, предусмотренные в 8.4.2 ИКАО (Приложение 16, том 1), и вводят корректирующие поправки:- при наборе высоты

дБ;- при горизонтальном пролете

дБ;- при заходе на посадку

дБ.5.5 В одной или двух исходных контрольных точках допускается превышение указанных в 5.2 и 5.4 максимально допустимых уровней шума при выполнении следующих требований:- превышение в одной из контрольных точек не должно быть более 3 EPN дБ;- сумма всех превышений не должна быть более 4 EPN дБ;- любое превышение допустимых уровней шума должно быть скомпенсировано соответствующим снижением уровней шума в другой точке(ах).5.6 Расчет максимально допустимых уровней шума по приведенным соотношениям проводят с точностью до 0,1 EPN дБ.Графики зависимости максимально допустимых уровней шума от взлетной массы вертолета представлены в приложении А.

1. допустимые уровни шума

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА В САЛОНАХ И КАБИНАХ ЭКИПАЖА И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ШУМА ГОСТ 20296-81 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТСОЮЗА ССР САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума Aircraft and helicopter of civil aviation.

Acceptable noise levels in flight decks and in salons and methods of noise measurement ГОСТ 20296-81 Взамен ГОСТ 20296-74 Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г. № 1670 срок введения установлен с 01.01.1982 г. Настоящий стандарт распространяется на самолеты и вертолеты гражданской авиации, задания на разработку или модификацию которых выданы не ранее 1 января 1976 г.

Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников. В стандарте учтены требования СТ СЭВ 541-77, МС ИСО 5129 и рекомендаций ИСО Р 1996, ИСО Р 1999 в части критериев оценки и нормирования шума, методов измерения и основных требований к аппаратуре.

1.2. Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в . Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в .

Таблица 1 Номер предельного спектра самолетов вертолетов дальних магистральных средних и ближних магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линий Салон класса: ПС-80 Первого ПС-70 ПС-75 ПС-85 Туристского ПС-75 ПС-80 Экономического ПС-80 ПС-80 Кабина экипажа ПС-75 ПС-85 Рабочие места бортпроводников ПС-80 ПС-85 Примечания: 1. Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный и местных воздушных линий) определяется в техническом задании на разработку самолета.

2. При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, должны применяться индивидуальные средства защиты от шума, обеспечивающие выполнение требований ГОСТ 12.4.051-78. Таблица 2 Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц 31,6 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 Уровни звукового давления, дБ ПС-65 99 87 78 72 68 65 63 61 59 ПС-70 103 91 83 77 73 70 68 66 64 ПС-75 107 95 88 82 78 75 73 71 69 ПС-80 110 99 92 87 83 80 78 76 74 ПС-85 113 103 96 91 88 85 83 81 79 Примечание.

Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра.

1.3. Для повышения комфорта самолетов должны быть приняты меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.

1.4. При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБА. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в .

Таблица 3 Уровни звука в дБА самолетов вертолетов дальних магистральных средних и ближних магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линий Салон класса: 85 90 Первого 75 80 Туристского 80 85 Экономического 85 85 Кабины экипажа 80 90 Рабочие места бортпроводников 85 90 Примечание. Допускается превышение уровней звука А не более, чем на 3 дБА для 10% контрольных точек.

1.5. Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов (вертолетов) производятся в заданных контрольных точках.

1.6. В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа. 1.7. В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оси самолета (вертолета).

При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны. Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах. Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).

Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах). Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета). В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.

1.8. Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета).

Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в рекомендуемом .

2.1. Виды измерений 2.1.1. Измерения шума в самолетах (вертолетах) подразделяются на типовые и контрольные. 2.1.2. Типовые измерения проводят для определения соответствия данного типа самолета (вертолета) или его модификации требованиям .

Эти измерения выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта при типовых испытаниях самолета (вертолета) и результаты рассматривают как техническую характеристику самолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин, теплозвукоизолирующей конструкцией, внутренним оборудованием и типом двигателей.

2.1.3. Контрольные измерения проводят для определения соответствия данного экземпляра самолета (вертолета) требованиям или для проверки соответствия характеристик шума характеристикам, определенным в типовых испытаниях. При контрольных измерениях могут быть допущены отклонения от условий измерений, указанных в настоящем стандарте, например, уменьшено число контрольных точек и произведена оценка шума по уровням звука А. Все отклонения должны быть указаны в отчете об измерениях.

2.2. Аппаратура 2.2.1. В комплект измерительной аппаратуры для определения уровней шума в салонах и кабинах экипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающие непосредственное измерение уровней шума в процессе испытаний или предварительную запись на магнитофон с последующей обработкой в лабораторных условиях. В состав комплекта входят микрофон, усилитель, анализатор частот, индикаторный прибор, самописец уровня и магнитный регистратор.

Аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25 — 11200 Гц. 2.2.2. Общая погрешность измерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должна превышать ±2 дБ. 2.2.3. Микрофон должен быть ненаправленным.

Микрофон с усилителем должен иметь характеристики, соответствующие характеристикам шумомера 1-го класса по ГОСТ 17187-71. Примечание. Если используются микрофоны конденсаторного типа, то они должны иметь отверстие для выравнивания давления по обе стороны мембраны с известной зависимостью чувствительности от окружающего давления и температуры.

2.2.4. Магнитный регистратор должен удовлетворять следующим требованиям: при номинальном уровне записи (т.е. на 10 дБ ниже уровня, при котором нелинейные искажения составляют 3 %) неравномерность частотной характеристики в частотном диапазоне 45 — 11200 Гц должна быть не более ± 1,5 дБ, а в частотном диапазоне 25-45 Гц — не более ± 5 дБ; в любой октавной или 1/3-октавной полосе частот уровни собственных шумов должны быть не менее, чем на 35 дБ ниже номинального уровня записи.

Примечание. Если спектр измеряемого шума имеет широкий диапазон изменения спектральных уровней, то при записи может использоваться электронная система усиления отдельных частот последующим их ослаблением при обработке данных. 2.2.5. Анализатор должен содержать набор октавных или 1/3-октавных фильтров по ГОСТ 17168-71 и возводить в квадрат, осреднять, преобразовывать в логарифмическом масштабе и считывать электрические сигналы.

2.2.5. Анализатор должен содержать набор октавных или 1/3-октавных фильтров по ГОСТ 17168-71 и возводить в квадрат, осреднять, преобразовывать в логарифмическом масштабе и считывать электрические сигналы.

Период осреднения должен быть не менее 15 с.

Динамический диапазон детекторов анализатора должен быть не менее 50 дБ, причем в диапазоне верхних 40 дБ амплитудная характеристика должна быть линейной с погрешностью не более ± 0,5 дБ.

Разрешающая способность анализатора должна быть не менее 0,5 дБ. 2.2.6. Для комплекта измерительной аппаратуры, используемой для определения уровней шума, определяют амплитудно-частотную характеристику всего измерительного тракта до и после каждой серии измерений и не реже одного раза в 6 мес.

На калибровочной пленке следует записать калибровочный сигнал с непрерывной разверткой по частоте в диапазоне 25-11200 Гц.

Для определения уровня собственных шумов измерительного тракта следует произвести запись сигнала с «закороченным» входом длительностью не менее 20 с. Примечание. В измерениях шума следует использовать пленку, имеющую те же частотную характеристику и собственные шумы, что и калибровочная пленка. Желательно, чтобы пленка в одной серии измерений была одной производственной партии.

2.2.7. Для измерений может быть использован шумомер 1-го класса по ГОСТ 17187-71 с набором октавных электрических фильтров, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 17168-71.

Примечание. Допускается измерение уровней шума в 1/3-октавных полосах частот с последующим энергетическим суммированием уровней для получения соответствующих значений в октавных полосах частот. 2.2.8. Измерительный тракт должен иметь свидетельство о государственной или ведомственной поверке.

2.2.9. Шумомеры должны проверяться на соответствие требованиям ГОСТ 17187-71 не реже одного раза в год.

2.2.10. Калибровку амплитудно-частотной характеристики микрофона в диапазоне частот 25-11200 Гц следует выполнятьнереже одного раза в год.

Примечание. Если микрофон подвергался сотрясениям или при подозрении в повреждении микрофона, следует проводить дополнительные калибровки. 2.3. Подготовка к измерениям 2.3.1. Измерения проводят в салонах и кабинах экипажей самолетов (вертолетов), подготовленных для эксплуатациинаавиалиниях. 2.3.2. Внутренняя отделка самолета (вертолета) должна полностью соответствовать эксплуатационным условиям.
2.3.2. Внутренняя отделка самолета (вертолета) должна полностью соответствовать эксплуатационным условиям.

Спинки кресел должны быть установлены как можно ближе к вертикальному положению. 2.3.3. Во время измерений система кондиционирования воздуха должна работать на эксплуатационном режиме приполностьювключенной системе обдува остекления кабины экипажа. Индивидуальная вентиляция на всех пассажирских местах должна быть полностью включена.

Громкоговорящая система должна быть отключена. 2.3.4. Перед полетом и после каждого полета необходимо производить акустическую калибровку измерительного тракта калиброванным источником шума типа пистонфон на известной частоте (250, 500 или 1000 Гц) с погрешностью не более 0,5 дБ.

2.3.5. В начале и в конце каждой кассеты пленки должен быть записан калибровочный сигнал чистого тона (1000 Гц) или широкополосного шума. Данные с магнитной ленты каждой кассеты могут считаться надежными только в том случае, если разность уровней этих двух сигналов (уровнями в соответствующей 1/3-октавной полосе, если используется широкополосный шум) не превышает 1 дБ, а для целей калибровки следует использовать среднее арифметическое этих двух сигналов.

Перед каждой серией измерений следует тщательно очистить магнитные головки магнитофона. 2.3.6. Установка микрофонов В контрольных точках в кабине экипажа микрофон устанавливают на уровне головы члена экипажа на расстоянии 10 см сбоку от уха, расположенного ближе к центру кабины. На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) микрофон устанавливают на высоте 1,65 м от пола.

В контрольных точках в салонах микрофон устанавливают так, чтобы его рабочий центр был на высоте (0,65 ±0,05) м над точкой пересечения плоскости симметрии кресла со свободной поверхностью сидения и передней поверхностью спинки кресла. Схема установки микрофона на пассажирском кресле показана в справочном .

Во всех случаях главную ось микрофона направляют вверх. 2.4. Проведение измерений 2.4.1. Измерения шума производят в условиях горизонтального прямолинейного крейсерского полета.

Не допускается проводить измерения во время прохождения самолета (вертолета) через зону с сильной турбулентностью, когда приращение перегрузки более ± 0,2 кратной и при наличии на высоте полета снега, дождя и облаков, а также во время маневров, которые отклоняют его от прямолинейного горизонтального полета.
Не допускается проводить измерения во время прохождения самолета (вертолета) через зону с сильной турбулентностью, когда приращение перегрузки более ± 0,2 кратной и при наличии на высоте полета снега, дождя и облаков, а также во время маневров, которые отклоняют его от прямолинейного горизонтального полета. 2.4.2. Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15 % от максимального числа пассажирских мест в салоне.

Кресла, на которых проводят измерения, и соседние с ними кресла должны быть свободными.

2.4.3. При использовании комплекта измерительной аппаратуры для определения уровней шума в каждой контрольной точке для каждого режима полета следует произвести три независимые записи шума в течение времени, минимум в 2,5 раза большего времени усреднения при обработке данных. 2.4.4. В измерениях шумомером используют временную характеристику «медленно».

При этом в каждой контрольной точке получают три показания среднего уровня звукового давления и уровня в дБА не менее 5 с каждое. Примечание. В контрольных измерениях достаточно получать по одному показанию каждого уровня звукового давления и уровня звука дБА. 2.4.5. Следует периодически проводить контроль источников тока всех используемых батарейных приборов.

2.4.6. Необходимо следить за тем, чтобы на результаты измерений не оказывали влияния помехи от вибраций, электромагнитных полей. Это проверяется путем надевания на микрофон плотно облегающего жесткого стального колпачка и регистрацией сигналов с этого микрофона.

Рекомендуем прочесть:  Г воронеж учебка стройбата

2.4.7. В начале и в конце каждой серии измерений должны регистрироваться с использованием штатных бортовых приборов следующие параметры полета самолета и режимы работыегосистем: приборная скорость (км/ч), высота полета (м), число Маха, температура наружного воздуха К (°С), режимы работы двигателей, давление в кабине Па (мм рт.

ст.), расход воздуха в кабину экипажа и салоны (кг/ч), температура воздуха в кабине экипажа и в салонах К (°С). 2.5. Обработка результатов 2.5.1. В показания измерительных приборов должны быть внесены поправки (градуировочные, барометрические, температурные и др.).

2.5.2. Если уровень звукового давления в отдельной октавной или 1/3-октавной полосе превышает уровень шумового фона аппаратуры менее чем на 10 дБ, то в измеренные уровни следует внести поправку А, указанную в . Таблица 4 Поправка D, дБ 10 0 От 6 до 9 -1 От 4 до 5 -2 3 -3 Если разность между измеренными уровнями звукового давления и уровнем шумового фона аппаратуры меньше 3 дБ, результаты не приводят. 2.5.3. Результаты каждой серии измерений оформляют протоколом, форма которого дана в рекомендуемом .

2.5.4. Для каждой контрольной точки вычисляют средний уровень звукового давления в каждой октавной полосе и уровень звука А, определяемые как среднее арифметическое измеренных на каждом режиме уровней, с осреднением до целых значений децибел. 2.5.5. Результаты измерений представляют на бланке, форма которого дана в рекомендуемом .

2.5.6. Полученные в каждой контрольной точке значения уровней звукового давления в октавных полосах частот сравниваются с указанными в максимально допустимыми уровнями для данного типа самолета (вертолета).

2.5.7. Результаты оформляются отчетом, который должен содержать информацию об измерительной аппаратуре и ее калибровке, условиях измерений, положении контрольных точек, введенных поправках, полученных уровнях звукового давления и результатах сравнения измеренных уровней с максимально допустимыми для данного типа самолета (вертолета). Черт. 1 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел при размещении двигателей в хвостовой части самолета 1 — салон первого класса; 2 — салон туристского класса Черт 2 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел при размещении двигателей в хвостовой части самолета 1 — садов первого класса, 2 — салон туристского класса,3 — салон туристского и экономического классов Черт 3 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел при размещении двигателей под крылом самолета 1, 3 — салоны туристского класса; 2 — салон туристского и экономического классов Черт.

4 Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел в вертолете 1 — кабина экипажа; 2 — салон Черт. 5 __________________________ “____”______________19___г. Бортовой номер___________________________________________________________ Тип и заводские номера двигателей__________________________________________ ___________________________________________________________________________ Параметры полета n1 n2 n3 n4 М H, м Vпр, км/ч tн, (°С) Gвк, кг/ч Gвc, кг/ч Р, Па (мм рт.

Бортовой номер___________________________________________________________ Тип и заводские номера двигателей__________________________________________ ___________________________________________________________________________ Параметры полета n1 n2 n3 n4 М H, м Vпр, км/ч tн, (°С) Gвк, кг/ч Gвc, кг/ч Р, Па (мм рт. ст.) tк, (°С) tc1, (°С) tc2, (°С) Номер контрольной точки Уровень звука, дБА Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц 31,5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 Уровни звукового давления, дБ 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тип и номера приборов_____________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Измерения в соответствии с ГОСТ_______ провел _______________ (фамилия и.

о. ) СОДЕРЖАНИЕ

indbooks

Пред. Оглавление След. Евгений БЕЛОВ канд. техн. наук, доцент КФ ВАУ В последнее время акустические характеристики летательных аппаратов стали одним из показателей, определяющих их конкурентоспособность на мировом рынке.

Именно поэтому требования в отношении уровня шума на местности и в объеме кабин летательных аппаратов становятся все более жесткими. Несмотря на то, что вертолет является самым малошумным летательным аппаратом, уровень шума, генерируемый им, все же достаточно высок.

Принятие специальных мер по снижению шума как на стадии проектирования, так и в процессе эксплуатации позволяет бороться с этим недостатком.

Шум вертолета складывается из шума отдельных источников (несущая система, силовая установка, трансмиссия) и их взаимного влияния друг на друга, в результате чего создается сложное акустическое поле на местности и внутри кабины вертолета. Отсутствие информации о спектральном составе шума, генерируемого основными источниками, не позволяет эффективно вести работу по снижению его вредного воздействия на человека. Поэтому исследование звуковых полей, разработка и реализация мероприятий по снижению шума его основных источников становятся все более актуальными.

ОАО КВЗ совместно с Научно-исследовательской акустической лабораторией им. А.С. Фигурова проводили исследования характеристик звукового поля в замкнутом объеме кабины среднего вертолета Ми-8МТВ-1.

Целью исследований являлось определение уровней звукового давления и амплитудно-частотных характеристик звукового поля салона вертолета на земле и в полете. Рис.1. Расположение микрофонов в контрольных точках внутри вертолета Методика проведения исследований Наземные и летные акустические испытания проводились в простых метеоусловиях.

Данные о параметрах внутренней и внешней среды представлены в табл.1. Внутренняя отделка вертолета с установленными теплозвукоизолирующими конструкциями соответствовала эксплуатационным условиям.

Исследования проводились с использованием акустического измерительного комплекса, погрешность которого составляет не более 1,5 дБ по уровню звукового давления и 2% по частоте. Акустические испытания включали в себя: измерение уровней звукового давления по шкале «А» шумомера (00026) и запись звуковых пульсаций на магнитограф (Н068) с последующим преобразованием их в амплитудно-частотные спектры на ПЭВМ с помощью пакета прикладных программ ACOUSTIC и многоканального анализатора спектра СК4-72.

При проведении испытаний керосиновый обогреватель КО-50 и индивидуальная вентиляция на всех пассажирских местах были включены.

Расход воздуха в салон составлял не более 1760 кг/ч. Параметры силовой установки при проведении наземных и летных испытаний, а также параметры полета представлены в табл. 2. Параметры контролировались по данным экипажа и данным БСОК (САРПП- 12Д1М).

Расположение конденсаторных микрофонов в контрольных точках вертолета показано на рис.1.

В каждой контрольной точке выполнялось по три измерения уровней звукового давления, и в течение одной минуты производилась запись акустических сигналов на магнитограф. Рис.2. Спектры шума в контрольной точке №6: а) на земле;б)в полете Результаты исследований Значения уровней звуковых давлений, измеренных в контрольных и дополнительных точках, представлены в табл.

3 и 4. На рис. 2, 3 в некоторых точках показаны характерные амплитудно-частотные спектры. Анализ амплитудно-частотных спектров и уровней звукового давления в салоне вертолета Ми-8МТВ-1 позволил сделать следующие заключения: 1) определяющим является аэродинамический шум, создаваемый несущим винтом. Его основная гармоника находится на частоте 16-18 ГЦ и изменяется по величине от 93 до 100 дБ на земле и от 95 до 103 дБ в воздухе; 2) рулевой винт генерирует шум на частоте 56-58 111 с уровнем звука до 92 дБ и оказывает влияние на общий шумовой фон в салоне вертолета; 3) шум, генерируемый выходящими газами двигателей, имеет дискретные составляющие с максимальной амплитудой до 95-97 дБ на частотах от 80 до 350 ГЦ 4) шум, генерируемый редуктором, характеризуется наличием дискретных составляющих в диапазоне частот 700-950 ГЦ с уровнем 75-83 дБ; 5) уровни звука, выраженные в дБ(А), во всех контрольных точках вертолета превышают уровни, допустимые ГОСТом 12.1.003-83, в 2-16 раз, причем при летных испытаниях уровни звуковых давлений больше, чем при наземных, и разница достигает 3 дБА; 6) зонами с явно выраженной повышенной шумностью являются: щель в отделке салона (до 90-92 дБА),отверстие задвижки подачи теплого воздуха от обогревателя (до 94-96 дБА) и грузовой отсек (до 92-94 дБА); 7) используемая звукоизоляция из рыхловолокнистого материала типа ВТ-4С и АТМ-1-40Ф малоэффективна, так как в салоне преобладающим является шум в низкочастотном диапазоне.

Рис.3. Спектры шума в контрольной точке №13: а) на земле; б) в полете Таблица 1.

Параметры внутренней и внешней среды Наземные испытания Летные испытания Гнв,°С Р, мм рт. ст. Тсал,0 С 7нв,°С Р, мм рт. ст. ^сал,° С 3 756 20 1,4 713,5 22 Таблица 2.

Параметры силовой установки и параметры полета Наземные испытания Летные испытания WTK1,% Л/тк 2,% Л/нв, °1о Л/тк 1,% Л/тк 2,% Л/нв,% Н, м У, км/ч 84,0 83,5 94,0 84,0 83,5 95,5 550 222 Таблица 3. Уровни звукового давления в контрольных точках Номер контрольной точки Уровни звукового давления L, дБА на земле в полете Командир 87 87 борттехник 87 87 штурман 88 86 1 90 93 2 90 90 3 85 88 4 87 89 5 88 90 6 87 88 7 88 89 8 86 88 9 87 88 10 88 88 11 88 89 12 85 87 13 86 87 14 86 88 15 85 85 16 86 86 17 91 94 По ГОСТ 12.1.003.-83 г.

допустимый уровень звука — 80 дБА, по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 г. оптимальный уровень звука — 65 дБА Таблица 4.

Уровни звукового давления в дополнительных точках Расположение микрофона Уровни звукового давления L, дБА В 200 мм от щели в салоне на уровне контрольных точек по левому борту: №3 92 №6 89 №7 93 №10 94 №11 94 №14 91 по правому борту; №5 93 №9 92 №13 89 №16 90 Ниже №4 на 200 мм 87 Ниже №8 на 200 мм 87 Ниже №12 на 200 мм 88 Ниже №15 на 200 мм 87 Над столом между №11 и №14 90 Над столом между №9 и №13 88 На уровне №5 в 50 см от пола напротив отверстия для подачи теплого воздуха 96 По ГОСТ 12.1.003.-83 г. допустимый уровень звука – 80 дБА, по СН 2.2.4/2.1.8.562-96 г.

оптимальный уровень звука – 65 дБА Рекомендации С целью снижения суммарного уровня шума в салоне вертолета Ми-8МТВ-1 предлагаются следующие практические рекомендации: – изменить конструкцию законцовок лопастей несущего и рулевого винтов; – выбирать звукоизолирующие и звукопоглощающие материалы или панели с учетом возможностей снижения амплитуд энергонесущих частот основных источников шума; – снизить шум струи выходящих газов с помощью шумоглушащего устройства (ШГУ), устанавливаемого на выходные устройства двигателей; – закрыть щель в отделке салона, уменьшить скорость прохождения воздушного потока в коллекторах подачи холодного и теплого воздуха, что тоже позволяет снизить влияние зон с повышенной шумностью на формирование акустического поля; – устранить разрывы в звукопоглощающих и звукоизолирующих материалах (в районе шпангоутов); – произвести мероприятия по звукопоглощению в грузовом отсеке и его звукоизоляции. Комплексное выполнение предложенных мероприятий позволит добиться снижения шума в салоне вертолета до уровня санитарно-допустимых норм. ТЕХНОЛОГИЯ

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты: ГОСТ 17166-82 Фильтры электронные октавные и третьоктавные.

Общие технические требования и методы испытаний ГОСТ 17187-2010 Шум о меры.

Часть 1. Технические требования ГОСТ 23941-2002 Шум машин. Методы определения шумовых характеристик.

Общие требования Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год Ecru ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

ГОСТ 20296-81

Издание официальное ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО СТАНДАРТАМ Москва ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР САМОЛЕТЫ И ВЕРТОЛЕТЫ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ Допустимые уровни шума в салонах и кабинах экипажа и методы измерения шума Aircraft and helicopter of civil aviation. Взамен Acceptable noise levels in flight decks and in salons ГОСТ 20296—74 and methods of noise measurement Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 30 марта 1981 г.

№ 1670 срок введения установлен с 01.01.1982 г. Настоящий стандарт распространяется на самолеты и вертолеты гражданской авиации, задания на разработку или модификацию которых выданы не ранее 1 января 1976 г. Стандарт устанавливает максимально допустимые уровни шума и методы его измерения на крейсерских режимах полета в салонах, кабинах экипажа и на рабочих местах бортпроводников.

В стандарте учтены требования СТ СЭВ 541-77, МС ИСО 5129 и рекомендаций ИСО Р 1996, ИСО Р 1999 в части критериев оценки и нормирования шума, методов измерения и основных требований к аппаратуре. 1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА 1.1.

Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБА. 1.2. Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным опектрам, указанным в табл. 1. Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в табл.

2. Издание официальное Перепечатка воспрещена © Издательство стандартов, 1981 Таблица 1 Место измерения шума Номер предельного спектра самолетов вертолетов дальних магистральных средних и бдиж~ них магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линий Салон класса: Первого Туристского Экономического ПС-70 ПС-75 ПС-80 ПС-85 ПС-75 ПС-80 ПС-80 ПС-80 Кабина экипажа ПС-75 ПС-85 Рабочие места бортпроводников !

ПС-80 ПС-85 Примечания: 1. Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный я местных воздушных линий) определяется в техническом задании на разработку самолета. 2. При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-86, должны применяться индивидуальные средства защиты от шума, обеспечивающие выполнение требований ГОСТ 12,4.051—78.

Таблица 2 Номер предельного спектра Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц 31.5 63 125 250 500 1000 2000 4000 8000 Уровни звукового давления, дБ ПС-65 99 87 78 72 68 65 63 61 59 ПС-70 103 91 83 77 73 70 68 66 64 ПС-75 107 95 88 82 78 75 73 71 69 ПС-80 110 99 92 87 83 80 78 76 74 ПС-85 ИЗ 103 96 91 В* 85 83 81 79 Примечание.

Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра. 1,3. Для повышения комфорта самолетов должны быть приняты меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.

1.4. При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБА. При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в табл.

3. Таблица 3 Место измерения шума Уровни звука в дБ А самолетов вертолетов дальних магистральных средних и ближних магистраль-ных и сверхзву-I новых местных воздушных линий Салон класса: первого туристского экономического 75 80 85 90 80 85 85 85 Кабины экипажа 80 90 Рабочие места бортпроводников 85 90 Примечание. Допускается превышение уровней звука А не более, чем на 3 дБА для 10% контрольных точек.

1.5. Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов (вертолетов) производятся в заданных контрольных точках. 1.6. В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа.

1.7. В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оса самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.

Вели число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах. Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе и а первом, среднем и последнем рядах). Если число рядов в салоне четное, то за средний пряв и мают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).

В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.

1.8. Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета).

Примеры размещения контрольных точек в самолетах и вертолетах даны в рекомендуемом приложении 1.

2. МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ УРОВНЕЙ ШУМА 2.1.

Виды измерений 2.1.1. Измерения шума в самолетах (вертолетах) подразделяются на типовые и контрольные. 2.1.2. Типовые измерения проводят для определения соответствия данного типа самолета (вертолета) или его модификации требованиям пп. 1.1—1.3. Эти измерения выполняют в соответствии с требованиями настоящего стандарта при типовых испытаниях самолета (вертолета) и результаты рассматривают как техническую характеристику самолета (вертолета) данного типа с заданной компоновкой кабин, теплозвукоизолирукмцей конструкцией, внутренним оборудованием и типом двигателей.

2.1.3. Контрольные измерения проводят для определения соответствия данного экземпляра самолета (вертолета) требованиям разд. 1 или для проверки соответствия характеристик шума характеристикам, определенным в типовых испытаниях. При контрольных измерениях могут быть допущены отклонения от условий измерений, указанных в настоящем стандарте, например, уменьшено число контрольных точек и произведена оценка шума по уровням звука А.

Все отклонения должны быть указаны в отчете об измерен иях. 2.2. Аппаратура 2.2.1. В комплект измерительной аппаратуры для определения уровней шума в салонах и кабинах экипажа самолетов (вертолетов) должны входить приборы, обеспечивающие непосредственное измерение уровней шума в процессе испытаний или предварительную запись на магнитофон с последующей обработкой в лабораторных условиях.

В состав комплекта входят микрофон, усилитель, анализатор частот, индикаторный прибор, оамописец уровня и магнитный регистратор. Аппаратура должна обеспечивать измерение звукового давления в диапазоне частот 25— 11200 Гц. 2.2.2. Общая погрешность измерений уровней звукового давления с учетом градуировочных поправок не должна превышать ± 2 дБ.

2.2.3. Микрофон должен быть ненаправленным. Микрофон с усилителем должен иметь характеристики, соответствующие характеристикам шумомера 1-го класса по по ГОСТ 17187—71, Примечание.

Бели используются микрофоны конденсаторного типа, то они должны иметь отверстие для выравнивания давления по обе стороны мембраны с известной зависимостью чувствительности от окружающего давления н температуры. 2.2.4. Магнитный регистратор должен удовлетворять следующим требованиям: при номинальном уровне записи (т.е. на 10 дБ ниже уровня, при котором нелинейные искажения составляют 3 %) неравномерность частотной характеристики в частотном диапазоне 45— 11200 Гц должна быть не более ±1,5 дБ, а в частотном диапазоне 25—45 Гц — не более ± 5 дБ; в любой октавной или 1/з-октавной полосе частот уровни собственных шумов должны быть не менее, чем на 35 дБ ниже номинального уровня записи.

Примечание. Если спектр измеряемого шума имеет широкий диапазон изменения спектральных уровней, то при записи может использоваться электронная система усиления отдельных частот последующим их ослаблением при обработке данных. 2.2.5. Анализатор должен содержать набор октавных или 7з-октавных фильтров по ГОСТ 17168—71 и возводить в квадрат, ос-реднять, преобразовывать в логарифмическом масштабе и считывать электрические сигналы. Период осреднения должен быть не менее 15 с.

Динамический диапазон детекторов анализатора должен быть не менее 50 дБ, причем в диапазоне верхи их 40 дБ амплитудная характеристика должна быть линейной с погрешностью не более ± 0,5 дБ.

Разрешающая способность анализатора должна быть не менее ОД дБ. 2.2.6. Для комплекта измерительной аппаратуры, используемой для определения уровней шума, определяют амплитудно-частотную характеристику всего измерительного тракта до и после каждой серии измерений и не реже одного раза в 6 мес. На калибровочной пленке следует записать калибровочный сигнал с непрерывной разверткой по частоте в диапазоне 25—11200 Гц.

Для определения уровня собственных шумов измерительного тракта следует произвести запись сигнала с «закороченным» входом длительностью не менее 20 с. Примечание. В измерениях шума следует использовать пленку, имеющую те же частотную характеристику и собственные шумы, что и калибровочная пленка.

Желательно, чтобы пленка в одной серии измерений была одной производственной партии.

2-2.7. Для измерений может быть использован шумомер 1-го стр. 6 гост a*»*—at класса по ГОСТ 17187—-71 с набором октавных электрических фильтров, удовлетворяющих требованиям ГОСТ 17168—71.

Примечание. Допускается измерение уровней шума в У*-октавных полосах частот с последующим энергетическим суммированию* уровней для получения соответствующих значений в октавных полосах частот.

2.2.8. Измерительный тракт должен иметь свидетельство о государственной или ведомственной поверке.

2.2.9. Шумомеры должны проверяться на соответствие требованиям ГОСТ 17187—71 не реже одного раза в год. 2.2.10. Калибровку амплитудно-частотной характеристики микрофона в диапазоне частот 25—11200 Гц следует выполнять не реже одного раза в год.

Примечание. Если микрофон подвергался сотрясениям или при подозрении в повреждении микрофона, следует проводить дополнительные калибровки. 2.3. Подготовка к измерениям 2.3.1.

Измерения проводят в салонах и кабинах экипажей самолетов (вертолетов), подготовленных для эксплуатации на авиалиниях.

2.3.2. Внутренняя отделка самолета (вертолета) должна полностью соответствовать эксплуатационным условиям.

Спинки кресел должны быть установлены как можно ближе к вертикальному положению. 2.3.3. Во время измерений система кондиционирования воздуха должна работать на эксплуатационном режиме при полностью включенной системе обдува остекления кабины экипажа.

Индивидуальная вентиляция на всех пассажирских местах должна быть полностью включена. Громкоговорящая система должна быть отключена. 2.3.4. Перед полетом и после каждого полета необходимо производить акустическую калибровку измерительного тракта калиброванным источникам шума типа пистонфон на известной частоте (250, 500 или 1000 Гц) с погрешностью не более 0,5 дБ.

2.3.5. В начале и в конце каждой кассеты пленки должен быть записан калибровочный сигнал чистого тона (1000 Гц) или широкополосного шума. Данные с магнитной ленты каждой кассеты могут считаться надежными только в том случае, если разность уровней этих двух сигналов (уровнями в соответствующей !/з-октавной полосе, если используется широкополосный шум) не превышает 1 дБ, а для целей калибровки следует использовать среднее арифметическое этих двух сигналов. Перед каждой серией измерений следует тщательно очистить магнитные головки магнитофона.

2.3.6. Установка микрофонов В контрольных точках в кабине экипажа микрофон устава в- ливают на уровне головы члена экипажа на расстоянии 10 см сбоку от уха, расположенного ближе к центру кабины.

На рабочих местах бортпроводников (середина буфета) микрофон устанавливают на высоте 1,65 и от пола.

В контрольных точках в салонах микрофон устанавливают так, чтобы его рабочий центр был на высоте (0,65±0,05) м над точкой пересечения плоскости симметрии кресла со свободной поверхностью сидения и передней поверхностью спинки кресла. Схема установки микрофона на пассажирском кресле показана в справочном приложении 2.

Во всех случаях главную ось микрофона направляют вверх.

2.4. Проведение измерений 2.4.1. Измерения шума производят в условиях горизонтального прямолинейного крейсерского полета. Не допускается проводить измерения во время прохождения самолета (вертолета) через зону с сильной турбулентностью, когда прира щение перегрузки более ± 0,2 кратной и при наличии на высоте полета снега, дождя и облаков, а также во время маневров, которые отклоняют его от прямолинейного горизонтального полета.

2.4.2. Во время измерений в пассажирском салоне число пассажиров не должно превышать 15% от максимального числа пассажирских мест в салоне. Кресла, на которых проводят измерения, и соседние с ними кресла должны быть свободными.

2.4.3. При использовании комплекта измерительной аппаратуры для определения уровней шума в каждой контрольной точке для каждого режима полета следует произвести три независимые записи шума в течение времени, минимум в 2,5 раза большего времени усреднения при обработке данных. 2.4.4. В измерениях шуме мерой используют временную характеристику «медленно».

При этом в каждой контрольной точке получают три показания среднего уровня звукового давления и уровня в дБА не менее 5 с каждое. Примечание. В контрольных измерениях достаточно получать по одному показанию каждого уровня звукового давления и уровня звука дБА. 2.4.5. Следует периодически проводить контроль источников тока всех используемых батарейных приборов.

2.4.6. Необходимо следить за тем, чтобы на результаты измерений не оказывали влияния помехи от вибраций, электромагнитных полей.

Это проверяется путем надевания на микрофон плотно облегающего жесткого стального колпачка и регистрацией сигналов с этого микрофона. 2.4.7. В начале и в конце каждой серии измерений должны регистрироваться с использованием штатных бортовых приборов следующие параметры полета самолета и режимы работы его систем: приборная скорость (км/ч), высота полета (м), число Маха, температура наружного воздуха К (°С), режимы работы двигателей, давление в кабине Па (мм рт. ст.), расход воздуха в кабину экипажа и салоны (юг/ч), температура воздуха в кабине экипажа и в салонах К (°С).

2.5. Обработка результатов 2.5.1. В показания измерительных приборов должны быть внесены поправки (градуировочные, барометрические, температурные и др.).

2.5.2. Если уровень звукового давления в отдельной октавной или Уз-октавной полосе превышает уровень шумового фона аппаратуры менее чем на 10 дБ, то в измеренные уровни следует внести поправку Д , указанную в табл.

4. Таблица 4 Разность между уровнем звукового давления и шумовым фоном аппаратуры, дБ Поправка А* дБ 10 0 От 6 до 9 — 1 От 4 до 5 —2 3 —3 Если разность между измеренными уровнями звукового давления и уровнем шумового фона аппаратуры меньше 3 дБ, результаты не приводят. 2.5.3. Результаты каждой серии измерений оформляют протоколом, форма которого дана в рекомендуемом приложнии 3.

2.5.4. Для каждой контрольной точки вычисляют средний уровень звукового давления в каждой октавной полосе и уровень звука А, определяемые как среднее арифметическое измеренных на каждом режиме уровней, с осреднением до целых значений децибел. 2.5.5. Результаты измерений представляют на бланке, форма которого дана в рекомендуемом приложении 4. 2.5.6. Полученные в каждой контрольной точке значения уровней звукового давления в октавных полосах частот сравниваются с указанными в разд.

1 максимально допустимыми уровнями для данного типа самолета (вертолета). 2.5.7. Результаты оформляются отчетом, который должен содержать информацию об измерительной аппаратуре и ее калибровке, условиях измерений, положении контрольных точек, введенных поправках, полученных уровнях звукового давления и результатах сравнения измеренных уровней с максимально допусти мым и для данного типа самолета (вертолета). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ретендут Расположение контрольных точек при асимметричной установке кресел при размещении двигателей в хвостовой части самолета

Черт.

1

1

/-салон первого класса; н экономи ческого классов

Расположение контрольных точек при симметричной установке кресел при размещении двигателей под крылом самолета ^’ТТГТййВШВИИ

ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (рекомендуемое). Протокол измерений уровней шума в самолете

ПРИЛОЖЕНИЕ 3Рекомендуемое __________________________“____”______________19___г.Бортовой номер_____________________________________________________________________Тип и заводские номера двигателей__________________________________________________________________________________________________________________________________________Параметры полета, м , км/ч , (°С), кг/ч , кг/ч , Па (мм рт. ст.), (°С), (°С), (°С)Номер контрольной точки Уровень звука, дБА Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц 31,5 63 125250 500 1000 2000 4000 8000 Уровни звукового давления, дБ1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тип и номера приборов____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Измерения в соответствии с ГОСТ_______провел _______________ (фамилия и.

о.)

1. ДОПУСТИМЫЕ УРОВНИ ШУМА

1.1. Шум в салонах и кабине экипажа самолета (вертолета), а также на рабочих местах бортпроводников нормируется предельными спектрами уровней звукового давления (дБ) в октавных полосах частот со среднегеометрическими частотами 31,5; 63; 125; 250; 500; 1000; 2000; 4000 и 8000 Гц и уровнями звука в дБА.1.2.

Уровни звукового давления на крейсерских режимах полета не должны превышать значений, соответствующих предельным спектрам, указанным в табл.1.

Уровни звукового давления в октавных полосах частот, соответствующие этим предельным спектрам, приведены в табл.2.Таблица 1Номер предельного спектраМесто измерения шума самолетоввертолетов дальних магистральных средних и ближних магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линийСалон класса:Первого ПС-70 ПС-75 ПС-80 ПС-85 Туристского ПС-75 ПС-80 Экономического ПС-80 ПС-80 Кабина экипажа ПС-75 ПС-85Рабочие места бортпроводников ПС-80 ПС-85Примечания:1.

Категория самолета (дальний, средний, ближний магистральный и местных воздушных линий) определяется в техническом задании на разработку самолета.2. При уровнях звукового давления в кабинах экипажа вертолетов, соответствующих предельному спектру ПС-85, должны применяться индивидуальные средства защиты от шума, обеспечивающие выполнение требований .Таблица 2Среднегеометрические частоты октавных полос, Гц Номер предельного спектра 31,5 63 125 250 500 1000 20004000 8000 Уровни звукового давления, дБПС-6599 87 78 72 68 65 63 61 59 ПС-70103 91 83 77 73 70 68 66 64 ПС-75107 95 88 82 78 75 73 71 69 ПС-80110 99 92 87 83 80 78 76 74 ПС-85113 103 96 91 88 85 83 81 79 Примечание.

Допускается превышение уровней звукового давления для 10% контрольных точек до уровней следующего нормированного предельного спектра.1.3. Для повышения комфорта самолетов должны быть приняты меры по снижению уровней шума до значений, соответствующих предельному спектру ПС-65.1.4. При контрольных измерениях допускается оценка шума по уровням звука в дБА.

При этом уровни звука А не должны превышать уровней, указанных в табл.3.Таблица 3Место измерения шума Уровни звука в дБАсамолетоввертолетов дальних магистральных средних и ближних магистральных и сверхзвуковых местных воздушных линийСалон класса:первого75 80 85 90 туристского80 85 экономического85 85 Кабины экипажа80 90 Рабочие места бортпроводников 8590 Примечание. Допускается превышение уровней звука А не более чем на 3 дБА для 10% контрольных точек.1.5.

Измерения уровней шума в кабине экипажа, на рабочих местах бортпроводников и в салонах самолетов (вертолетов) производятся в заданных контрольных точках.1.6.

В кабине экипажа и на местах бортпроводников контрольными точками являются рабочие места каждого члена экипажа.1.7. В каждом салоне самолета (вертолета) контрольными точками являются пассажирские места у левого и правого бортов, а также пассажирские места, ближайшие к продольной оси самолета (вертолета). При симметричном расположении кресел в салонах измерения проводят на ближайших к продольной оси креслах с правой стороны.Если число рядов в салоне не превышает девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на первом, среднем и последнем рядах.Если число рядов в салоне более девяти, то контрольными точками являются пассажирские места на пяти рядах, взятых через равные интервалы вдоль салона (в том числе на первом, среднем и последнем рядах).Если число рядов в салоне четное, то за средний принимают ряд, расположенный ближе к хвостовой части самолета (вертолета).В вертолетах с числом пассажирских мест до десяти контрольными точками являются все пассажирские места.1.8.

Контрольные точки в салонах обозначают номером, соответствующим номеру пассажирского кресла. Следует точно указать положение контрольных точек на плане самолета (вертолета).

Back to Top